Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б Фактический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б 620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25 e-mail: mdou11@edukb.ru; сайт: https://11.tvoysadik.ru/; т. 902 275-91-49 ПРИНЯТО: Педагогическим Советом МАДОУ Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ детского сада № 11 Приказ № 98-о от 31. 08. 2023г. __________ Ю.С. Юрихова Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» для детей 6 - 7 лет г. Екатеринбург Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Объём Программы Планируемые результаты освоения Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Модель образовательного процесса Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Тематическое планирование Программы III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Организация развивающей предметно-пространственной среды Календарный учебный график Учебный план Кадровые условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение Программы Формы оценки планируемых результатов Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Общие сведения об образовательном учреждении: Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Учредитель: Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Адрес учредителя: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 24а Юридический адрес МАДОУ: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б; 620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25 Телефон: 902 275-91-49 Год основания: 2011 Тип: дошкольное образовательное учреждение Вид: детский сад Режим работы: пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей (с 7.30 до 18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: от 03.08.2012 № 16403, серия 66ЛО1 № 0001041 Данная дополнительная образовательная программа предназначена для детей дошкольного возраста (6-7 лет), этот период можно определить, как первый этап в освоении азов хореографии, ритмики, азбуки классического и народного танцев. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной активности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, так как бесконечное разнообразие музыкально-ритмических движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Необходимость создания дополнительной образовательной программы для дошкольников вызвана отсутствием единых государственных программ по хореографии для детей от шести до семи лет, маленьким количеством инновационных и авторских программ обучения. Педагогическая целесообразность Программы определена тем, что ориентирует детей на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную память. Система занятий воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, 3 свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со следующими документами: ➢ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; ➢ Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции 2013 года); ➢ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-Р) ➢ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 3034); ➢ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПин); ➢ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); ➢ Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; ➢ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; ➢ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; ➢ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; ➢ Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4 ➢ Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; ➢ Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); ➢ Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; ➢ Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11. 1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Задачи: Образовательные: • Обучить детей танцевальным движениям. • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. • Формировать умение ориентироваться в пространстве. • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: 5 Развивать творческие способности детей. • Развить музыкальный слух и чувство ритма. • Развивать воображение, фантазию. Оздоровительные: • укрепление здоровья детей. • 1.2. Принципы и походы к формированию Программы Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 5-6 лет. Процесс обучения хореографическому искусству в основном построен на реализации дидактических принципов: • Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности воспитанников, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий. • Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. • Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора. • Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой личности. • Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями. • Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей. 1.3. Объём Программы Программа рассчитана на один год обучения для детей с 5 до 6 лет. Программа предполагает 2 занятия в неделю. 6 При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально ритмические занятия и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены знакомство с музыкальной грамотой, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей, в беседе дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях, танцевальные жанры. В работе используются следующие методы: Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, т.к. игра - это основной вид деятельности (естественное состояние дошкольников). Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру, его органическим обучающим компонентом. Каждая музыкально-ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание, выполняет задачи, поставленные учебным процессом. Метод аналогий. Широко используются аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, танцевальные образы, активизирует правое полушарие головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнительства, оценка. Практический метод заключается в многократном повторении и выполнении конкретного музыкально-ритмического движения, этюда, танца. Наглядный метод. Выразительный показ под счет, под музыку. Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка, поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам: 7 • соответствие возрасту; • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов; • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»); • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической, современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов. На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения. 8 II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Модель образовательного процесса Основная задача образовательной программы дополнительного образования «Хореография» - дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить музыкальность, чувство ритма, и сформировать основные двигательные навыки, необходимые для занятий классическим, народносценическим и бальными танцами. Программа содержит следующие разделы: • ритмика и элементы музыкальной грамоты; • элементы классического и народного танцев; • партерная хореография; • этюдная работа. Раздел «Ритмика и элементы танцевальной грамотности» состоит из ритмических упражнений, музыкальных заданий по слушанию танцевальной музыки и движений под музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, сформировать умение согласовывать движения с музыкой. Раздел «Элементы классического и народного танцев» содержат упражнения и движения классического, народного и бального танцев доступного детям. С помощью упражнений этого раздела детям прививается умение ориентировки в пространстве, правильного дыхания, танцевальной выразительности. Раздел «Партерная хореография» помогает сформировать осанку детей, обеспечить правильную постановку корпуса, рук, головы, ног, координацию движений. Раздел «Этюдная работа» включает детские, народные и бальные танцы, освоение композиционного рисунка. Основой этюдной работы на данном году обучения остаются игра. Широко могут быть использованы этюды, составленные самим педагогом или детьми. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетными танцами, отражающими сказочные сюжеты, животных, птиц, явления природы При реализации каждого раздела учтены возрастные особенности и содержание направлений развития и образования детей дошкольного возраста: Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 9 Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области танца; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности. Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской танцевальной деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. Каждое занятие включает в себя все разделы программы, которые должны органично соединяться, подчиняясь единому педагогическому замыслу. 2.2. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. Развитие музыкальности: • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал; • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; 10 развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании; • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо; • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песнятанец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях. • Развитие двигательных качеств и умений Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением, замедлением; • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; • прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.; общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.); плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, 11 колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Развитие творческих способностей: • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Развитие и тренировка психических процессов: - тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам; - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.; - развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например, «Рыбки легко и свободно резвятся в воде». Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам; • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игрызанятия с младшими детьми; • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр); • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Показатели уровня развития детей: • выразительность исполнения движений под музыку; • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений; • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; 12 способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях. • 13 2.3. Тематическое планирование Программы № Тема Задачи 11. Введение. 22. Музыкально ритмические игры. 1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства. 2. Рассказать о пользе хореографии. 1. Закрепить знания, полученные в возрасте 3-5 лет. 2. Учить анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с характером, динамикой музыки. 33. Партерная гимнастика 1. Подготовить двигательный аппарат к исполнению Содержание Беседа: «Её Величество - Терпсихора». 1. Задания на анализ музыкальных произведений. 2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, притопами, взмахом платочка). 3. Такт: • Творческая задача – поочередное выстукивание на каждый такт (2/4, 3/4, 4/4), дети начинают движение поочередно, на каждый следующий такт; • Игра «Эхо», «А ну-ка повтори» 4. Музыкальный жанр: • Полька, марш, вальс (устно определить); • Игра «Марш-полька-вальс». 1. Упражнения на развитие стоп «Утюжки», «Клювики». Количество часов 2 часа. 8 часов. 6 часов. 14 сложных танцевальных движений и комбинаций. 2. Развить физические и психомоторные способности детей. 3. Исправить дефекты осанки (при помощи знаний и умений о правильной постановке корпуса). 44. Танцевальная 1. Развивать мышечный разминка. аппарат детей. 2. Развивать память, мышление. 3. Подготовить ребенка к разучиванию этюдов, танцевальных номеров. Все виды шагов, ходов, проходок. 2. Упражнения для укрепления мышц спины и выработки правильной осанки: «Цветочек», «Василек», понятие постановка корпуса. 3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов и наклонов корпуса: «Салют», «Ванька-встанька», «Мельница». 4. Упражнения на гибкость, развитие мышц брюшного пресса: «Стеночка», «Самолет», «Лодочка», «Велосипед», «Корзиночка», «Коробочка». 5. Упражнения для укрепления ног, бедер, тазового пояса: «Карандаш», «Часики», «Ножницы». 1. Комплекс движений разминки по кругу (проучиваются все ходы, шаги, проходки, подскоки, бег на полупальцах, галоп, бег с откидывание ноги назад, бег с подниманием коленей вперед, марш на полупальцах). 2. Комплекс движений разминки в линиях, используя образы животных и растений, соединяя танцевальные движения в танцевальные комбинации. 3. Упражнения на развитие равновесия и устойчивости: «Цапля», «Цапля клювик открывает», «Морковь» (используя различные положения рук). 6 часов. 15 55. 66. Основы 1. Развивать силу и классического эластичность рук, ног, спины. танца. 2. Формировать правильную осанку не только в положении стоя, но и в движении. 3. Учить правильному дыханию (особенно во время прыжковых комбинаций). Рисунок танца. 1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. 2. Изучить простые рисунки танца и перестроения из рисунка в рисунок. 3. Привить навык запоминания, развить зрительную память. 4. Привить навык держать равнение. Экзерсис на середине зала. 1. Точки зала (по системе А.Я. Вагановой). 2. Положение enface. 3. Позиции ног: I, II, III (свободные). 4. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III позиции. 5. Понятия рабочая и опорная нога. 6. Исполнение demi plie по I позиции ног. 7. Исполнение releve по I позиции ног. 8. Перегибы корпуса. 9. Исполнение sauté по I свободной позиции ног. 1. Движения по линии танца. 2. Рисунок танца «Круг»: • Замкнутый; • Раскрытый (полукруг); • Круг в круге; • Понятие – лицом в круг, лицом из круга; • Круг парами; • Два круга. Научить перестраиваться из одного вида в другой. 2. Рисунок танца: «Колонна», «Линия», понятие шахмотный порядок. 3. Понятие «Диагональ». 4. Рисунок танца «Клубок», «Змейка», «Ворота». 10 часов. 4 часа. 16 77. Элементы народного танца. 88. Элементы бальных танцев. Научить перестраиваться из одного рисунка в другой, используя сочетание рисунков в этюдах, танцах. 1. Познакомить детей с 1. Введение в предмет народный танец, историей русского танца, предмет русский танец. танцами других народностей и 2. Постановка корпуса. национальностей. 3. Изучение основ русского танца: 2. Рассказать об их • Работа рук в русском танце; отличительных особенностях, • Навыки работы с платочком; различной манере исполнения. • Русский поклон; 3. Обучить основам • Развитие подвижности стоп («елочка», народных танцев. «гармошка», «ковырялочка»); • Ходы и проходки; • Подготовка к дробям (притопы, удары стопой, каблуком); • Хлопки и хлопушки (по груди, по бедрам). 4. Изучение основ народного танца: • Народов севера; • Немецких танцев; • Польских танцев; • Белорусских танцев. 1. Познакомить детей с 1. Введение в предмет. историей зарождения бального 2. Разучить танец «Па-де-граз». танца. 3. Изучить основные движения и элементы 2. Изучить «Па-де-граз». танца «Вальс»: 12 часов. 12 часов. 17 3. Разучить основные • Основной шаг (вперед-назад, из стороны в элементы «Фигурного вальса». сторону); • Вальсовая дорожка; • Работа в паре (положение рук, повороты в паре, повороты девочки под рукой партнера); • Перестроения вальсовой дорожкой в разные рисунки танца. 99. Концертная 1. Научить детей 1. Выступления на праздниках, утренниках, деятельность. самостоятельно двигаться под конкурсах, мероприятиях. музыку. 2. Репертуар: 2. Подготовить детей к • Хоровод «Снежинки»; выступлениям на праздниках, • Пляска «Девчёнки и мальчишки»; утренниках, конкурсах. • «Тучка»; • «Солнечный зайчик»; • «Сказочный самолет»; • «Весна»; • «Вальс цветов». Общее количество академических часов: 12 часов. 72 часа. 18 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников музыкальноритмических и танцевально-творческих навыков: - музыкальный зал, специально оборудованный зеркалами; - музыкальный инструмент (фортепиано); - наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска; - наличие музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам; - костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений. 19 3.3. Календарный учебный график Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика МАДОУ. Календарный график на 2023-2024 учебный год Содержание Количество возрастных групп в каждой параллели Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года, всего, в том числе: I полугодие II полугодие Продолжительность учебной недели Объём образовательной нагрузки в неделю (количество занятий/мин) Сроки проведения мониторинга Первая младшая группа (2-3 года) 1 Вторая младшая группа (3-4 лет) 1 Средняя группа (4-5 лет) 2 Старшая группа (5-6 лет) 1 Подготовител ьная группа (6-7 лет) 2 01.09.2023 01.09.2023 01.09.2023 01.09.2023 01.09.2023 30.06.2024 30.06.2024 30.06.2024 30.06.2024 30.06.2024 40 недели 40 недели 40 недели 40 недели 40 недели 17 недель 23 недель 5 дней 17 недель 23 недель 5 дней 17 недель 23 недель 5 дней 17 недель 23 недель 5 дней 17 недель 23 недель 5 дней 2/40 2/50 2/20 2/30 2/60 01.09.2023- 01.09.2023- 01.09.2023- 01.09.202315.09.2023 15.09.2023 15.09.2023 15.09.2023 01.09.202315.09.2023 17.06.2024 28.06.2024 17.06.2024 28.06.2024 17.06.2024 28.06.2024 17.06.2024 28.06.2024 17.06.2024 28.06.2024 20 3.4.Учебный план Разделы Введение Первая Вторая младшая младшая группа группа (2-3 года) (3-4 года) 12 12 занятий занятий 12 12 занятий занятий Музыкально ритмические игры Партерная 12 гимнастика занятий Танцевальна я разминка Азы 12 классическог занятий ои народного танца Основы классическог о танца Рисунок 12 танца занятий Элементы народного танца Элементы бальных танцев Концертная 12 деятельность занятий Итого 72 Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовите льная группа (6-7 лет) 12 занятий 2 занятия 2 занятия 12 занятий 8 занятий 8 занятий 12 занятий 6 занятий 6 занятий - 6 занятий 6 занятий 12 занятий - - - 10 занятий 10 занятий 12 занятий 4 занятия 4 занятия - 12 занятий 12 занятий - 12 занятий 12 занятий 12 занятий 12 занятий 12 занятий 12 занятий 72 72 72 72 12 занятий 12 занятий 12 занятий 21 3.5. Кадровые условия реализации Программы. Занятия по дополнительной образовательной программе «Хореография» проводит педагог дополнительного образования. Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 3.6. Материально-техническое обеспечение Программы: 1. Музыкальный зал, специально оборудованный зеркалами. 2. Методические пособия по всем разделам хореографической деятельности: - Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб, 2000. - Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. - Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –С-Пб.: Композитор, 2016. - Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – С-Пб.: Детство-пресс, 2016. - Т. Барышникова Азбука хореографии. – М.: 1999. - Е.Ю. Дрожжина, М.Б. Снежкова. Обучение дошкольников современным танцам. – М.: Центр педагогического образования, 2012 3 СД – диски, флеш-накопители. 4. Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальный центр. 5. Музыкальный инструмент (фортепиано). 6. Иллюстративный музыкальный материал. 22 3.7. Формы оценки планируемых результатов Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце учебного года. Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или специально подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя следующие параметры: 1. Музыкальность 2. Двигательные навыки. 3. Эмоциональная сфера. 4. Креативность (творческие проявления). 5. Коммуникативные навыки. 6. Проявление некоторых психических процессов. Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1) Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. 23 Диагностические критерии освоения Программы: Критерии Музыкальность Высокий уровень 1. Внимательно слушает музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно. 2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Ритмично выполняет движения под музыку. Двигательные навыки 1. Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях. 2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, Средний уровень 1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов. 2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога. 4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку. 1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует руки и ноги в танцевальных композициях. 2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей. Уровень ниже среднего 1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения. 2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично. 3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Движения выполняет под музыку не ритмично. 1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях. 2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве. 24 предложенные педагогом, а так же использованные в танце. 3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения. 4. Мягко, плавно и музыкально выполняет движения руками в соответствующем контексте. Эмоциональная 1. Умеет выражать свои сфера чувства в движении, выразительно и эмоционально двигается в танце. Креативность 1. С удовольствием (творческие импровизирует движения под проявления) музыку, придумывает оригинальные композиции. 2. С лёгкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки. Коммуникативные 1. Знает все основные навыки положения «партнёрпартнёрша» 2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очерёдность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям. 3. Танцевальные движения выполняет приблизительно. 4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте. 3. Танцевальные движения выполняет с трудом. 4. Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях. 1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию. 1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций. 2. Придумывает танцевальные движения по образцу. 1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей. 1. Неуверенно знает основные положения «партнёрпартнёрша». 2. Не всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очерёдность и проявляет терпение к отстающим детям. 1. Плохо знает основные положения «партнёрпартнёрша». 2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очерёдность, не может проявить терпение к товарищам. 1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений. 2. Не может придумать танцевальные движения. 25 Проявление некоторых психических процессов 1. Запоминает всю последовательность танцевальных движений и рисунок танца. 2. Не отвлекается от музыки и процесса движения, правильно выполняет всю композицию самостоятельно от начала до конца. 3. Умеет самостоятельно подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме. 1. Частично запоминает последовательность танцевальных движений и рисунок танца. 2. Может отвлекаться во время слушания и движения. Композицию исполняет с подсказкой педагога. 3. Не всегда получается подчинить движения темпу, ритму, динамике и форме самостоятельно. 1. Не может запомнить последовательность танцевальных движений и рисунок танца. 2. Всё время отвлекается от музыки и процесса движения, композицию исполняет с ошибками. 3. Не может подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Хореография» являются выступления на праздниках, сборных концертах, танцевальных конкурсах, фестивалях. В конце учебного года проводится итоговый концерт для детей и родителей. 26 Приложение № 1 Мониторинг освоения Программы Имя Фамилия ребёнка Музыкальность н.г. к.г. Двигательные Эмоциональн Креативность Коммуникат навыки ая сфера (творческие ивные проявления) навыки н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. Проявление некоторых психических процессов н.г. к.г. Итого н.г. к.г. Обработка результатов: 1 балл – низкий уровень 2 балла – средний уровень 3 балла – высокий уровень Оценка педагогом результативности освоения дополнительной образовательной программы в целом (оценивается по общей сумме баллов): 1-6 балла – программа в целом освоена на низком уровне; 7-13 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 14-18 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. 27 Приложение № 2 Перечень пособий, средств обучения, игр для реализации Программы: Дидактические игры 1. «Угадай на чем играю» 2. «Бубенчики» 3. «Кого встретил Колобок» 4. «В мире музыки» 5. «Что делают в домике» 6. «Времена года» 7. «Листочки. Грибы» 8. «Тихо-громко» 9. «Солнышко и тучка» 10. «Три кита» 11. «Ножки и ладошки» Атрибуты к танцам 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Ленты – 16 шт. Платочки – 15 шт. Цветы – 18 шт. Погремушки – 16 шт. Флажки – 20 шт. Листочки – 30 шт. Деревянные ложки – 24 шт. Дождик – 15 шт. Звездочки – 8 шт. Султанчики – 10 шт. Косынки – 9 шт. Свечи – 12 шт. Атласные, белые шарфики – 5 шт. Детские костюмы Название Гриб (шляпа, штаны, жилет) Мышка (юбка с хвостиком, блузка) Белое атласное платье Осень (платье, накидка) Блузка светлая в цветочек (для русского народного танца) Рубашка светлая в цветочек (косоворотка для русского народного танца) Рубашка розовая Количество 1 1 1 1 4 2 1 28 Латиноамериканские юбки блузки Гимнастёрка Сарафан цветной Рубашка русская для мальчика Сарафан зелёный Сарафан русский Звёздочка Гном Юбка синяя Юбка разноцветная Белый костюм (юбка, топ) Комбинезон синий Атласная разноцветная юбка Накидки: коричневая (для собаки) зелёная (лягушка) красная (петушок) Зелёная юбочка + бело-зелёная блузка Картонные шапочки «Мухоморы» Кепки Юбки голубые Косынки голубые Бриджи красные Юбки дымковские Костюмы для танца «Малыши» Комбинезоны для мальчиков Чепчики для мальчиков Розовые панталоны + безрукавки для девочек Чепчики розовые для девочек Элементы костюма для танца «Ножки» (накидки, одежда для ножек) Морские воротнички - синие - белые Пилотка - синяя - военная - белая Бескозырка 5 3 3 8 10 10 5 4 4 6 3 8 2 8 2 1 1 1 12 7 3 6 3 2 5 6 2 комплекта 4 6 14 4 1 5 10 7 29 Иллюстративный музыкальный материал 1. «Музыкальные инструменты», наглядно-дидактическое пособие, для детей 3-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва, 2015 г. 2. Е.А. Судакова, альбом П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрированный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду, «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015 г. 3. С.В. Богомолова, Наглядно-дидактический комплект «В мире музыки», «Учитель», Волгоград, 2012 г. Методические пособия: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб, 2000. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. 3. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. 4. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –С-Пб.: Композитор, 2016. 5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – С-Пб.: Детство-пресс, 2016. 6. Т. Барышникова Азбука хореографии. – М.: 1999. 7. Е.Ю. Дрожжина, М.Б. Снежкова. Обучение дошкольников современным танцам. – М.: Центр педагогического образования, 2012 30 Приложение № 3 Расписание занятий «Хореография» на 2023-2024 учебный год 2Младшая группа №4 17.00-17.30 17.00-17.30 15.45-16.05 15.45-16.05 2 2 Средняя группа №1 Средняя группа №3 Старшая группа №6 Старшая группа №5 Подготови тельная группа №7 16.30-17.00 16.30-17.00 16.30-17.00 16.30-17.00 16.30-17.00 15.10-15.40 15.10-15.40 15.10-15.40 15.10-15.40 15.10-15.40 2 2 2 2 2 Пятница Четверг Среда Вторник Понедельник 1 Младшая группа №2 Итого 31