Дополнительная образовательная программа познавательной направленности "Пиши - читай" для детей 6-7 лет 2023 - 2024

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б
Фактический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б
620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25
e-mail: mdou11@edukb.ru; сайт: https://11.tvoysadik.ru/; т. 300-19-99

ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом МАДОУ
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ детского сада № 11
Приказ № 98-о от 31. 08. 2023 г.
__________ Ю.С. Юрихова

Дополнительная общеразвивающая
программа

«Пиши - читай»
для детей 5 - 6 лет

г. Екатеринбург

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Объём Программы
Планируемые результаты освоения Программы
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Модель образовательного процесса
Содержание работы, тематическое планирование
Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Календарный учебный график
Учебный план
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Формы оценки планируемых результатов
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.
Пояснительная записка
Общие сведения об образовательном учреждении:
Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Учредитель: Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга
Адрес учредителя: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 24а
Юридический адрес МАДОУ: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б;
620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25
Телефон: 300-19-99
Год основания: 2011
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Режим работы: пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей (с
7.30 до 18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: от
03.08.2012 № 16403, серия 66ЛО1 № 0001041
К 5-7 годам происходят существенные изменения структурнофункциональной организации мозга ребенка, обеспечивающие когнитивное
развитие и познавательные возможности детей.
Завершается этап формирования правильного звукопроизношения и
фонетико-фонематического восприятия. Расширяется словарный запас,
совершенствуется интонационная выразительность речи, формируется лексикограмматический строй речи, монологическая и диалогическая речь. Ребенок
учится пересказывать, составлять простой рассказ.
В
этом
возрасте
начинается
формирование
селективного
(избирательного)
внимания,
однако
по-прежнему
«регулятором»,
удерживающим внимание, является эмоциональная значимость стимула и успех
в деятельности.
Восприятие в 5-7 летнем возрасте переходит на качественно новый
уровень. Вероятность узнавания достигает 100 %. Дети уже способны создавать
«мысленный эталон» объекта, причем по наиболее информативным для данной
задачи признакам. Эта способность облегчает конструктивную деятельность
ребенка.
Избирательное внимание, восприятие, позволяющие ребенку 5-7 лет
разделять и классифицировать предметы, становятся возможными, прежде всего
потому, что развиваются и созревают механизмы памяти.
Мышление в данном возрасте конкретное, наглядно-образное с
элементами абстрактно-логического. Дети способны сравнивать, выделять
сходство и различие, делать простые выводы.

Формируются стойкие дружеские отношения, хорошо развито
понимание своих и чужих эмоций. Дети придерживаются определенных правил
в отношениях, проявляют заботу.
Поведение детей 5-7 лет более обдуманное, они проявляют упорство и
фантазию, не теряются в неожиданных ситуациях, способны контролировать
свое поведение. Определяющими мотивами поведения являются интерес к
новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них,
к установлению и сохранению положительных взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.
Значимы в этом возрасте мотивы личных достижений, признания,
самоутверждения, а также мотивы, связанные с познавательными интересами.
Данная программа предусматривает определение индивидуальных
особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных и слабых
сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе
образовательной деятельности и формирования предпосылок учебной
деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья.
Программа обеспечивает возможность ее использования в разных
организационных формах дошкольного образования с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей в дошкольных
образовательных организациях, в организациях дополнительного образования, в
системе семейного образования.
Дополнительная
образовательная
программа
разработана
в
соответствии со следующими документами:
➢
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
➢
Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции 2013 года);
➢
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-Р)
➢
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 3034);
➢
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПин);
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
➢
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
➢
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
➢
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
➢
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
➢
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
➢
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
➢
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 11.
1.1.

Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – создание единого непрерывного образовательного
процесса, обеспечение целевого и содержательного единства учебной
деятельности, на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на
начальное общее образование, как условие получения образовательного
результата,
соответствующего
Федеральному
государственному
образовательному стандарту.
Задачи:
Воспитывающие:
• Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;
• Формировать культуру общения друг с другом.

•
•
•
•
•
•
•

Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
1.2.

Принципы и походы к формированию Программы

Основными принципами подготовки к обучению являются:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• комплексный подход;
• систематичность и последовательность;
• вариативность и вариантность;
• сознательность и творческая активность;
• наглядность.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка,
исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На
это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная
работа с родителями будущих первоклассников.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной
эмоциональной
атмосферы
(комфортной
образовательной
среды),
способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий
потенциал. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые
понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её
постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых
и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и
навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место
выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить
эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный
кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к
условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ
начального обучения, то становится ясным, что необходима организация
качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно
учителями начальной школы и школьным психологом.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные
процессы
(восприятие,
наглядно-образное
мышление,
продуктивное
воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны

формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре,
рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя
активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся
задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой
является интегрированный курс, объединяющий все основные направления,
развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные
интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе,
формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем
пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов
занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.
Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение
для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью
образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет
возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских
сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему
дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими
рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).
Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в
процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая
способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой,
исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе
рисования,
в
игре
активно
развертывается
комментирующая
и
повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной
деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.
Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению
детей, которая реализуется психологом детского сада.
1.3. Объём Программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей с 6 до 7 лет.
Программа предполагает 2 занятия в неделю. При построении образовательной
деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности
детей. Продолжительность каждого занятия 30 минут.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения
ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы,
проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1.Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого
множества и целое по известным частям
2.Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20)
3. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10
4. Соотносить цифру и количество предметов
5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание
6. Пользоваться цифрами и математическими знаками
7. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу
8. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)
9. Определять временные отношения
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как
организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес
к учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий
используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный
материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и
технические средства обучения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Модель образовательного процесса
Образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом
и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- продолжительность занятий в группах– 30 минут;
- форма проведения занятий - групповая;
- начало занятий - 12 сентября текущего учебного года;
- окончание занятий – 25 мая текущего учебного года;
Особенности организации образовательного процесса
Программа разработана на основе учебно-методического комплекса
«Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его
важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение,
методическое сопровождение и художественнополиграфическое исполнение
направлены на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования, учитывают требования к ее
структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.
Программа «Школа России» доступна для дошкольников, гарантирует

достижение положительного результата в обучении и реальные возможности
личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет
возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость
новому.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана
на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому
обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм
организации образования детей.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и
начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает
личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют
организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах.
Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими
специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта
позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том
уровне, который необходим для их успешного включения в учебную
деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность»
не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной
школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой
системе.
Образовательная
область
Филология

Математика

Модуль
программы
«Преемственность»
Федосова Н. А.
«От слова к букве»

Волкова С.И.
«Математические
ступеньки»

Комплект
«Школа России»
Горецкий В. Г. и др.
«Азбука»
Горецкий
В.
Г.
«Прописи»
Канакина
В.
П.,Горецкий В. Г.
«Русский язык»
Моро М. И., Степанова
С.В., Волкова С.И.
«Математика»

2.2. Содержание работы по обучению пишем-читаем детей 6-7 лет.
Рабочая программа по курсу «От звука к букве» разработана на основе
программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет», авторской программы Н. А. Федосовой «От слова к букве»,
программы предшкольной подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Н.
А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе.
В двух частях. М.: Просвещение, 2015.Курс «Развитие речи и подготовка к

обучению чтению и письму» представлен программой «От слова к букве».
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка
посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития
связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и
мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки,
зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет
подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки
культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством
которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
•

•
•

создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной
мотивации учения в школе;
практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже
существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке
детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
• расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
• формирование грамматического строя речи ребенка;
• совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ
по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов,
словесное рисование и т.д.);
• создание речевых высказываний различных типов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку.
Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования
(различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому

развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных
произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса
«Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса,
воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной
школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой
природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и
литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие
ребенка:
интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое,
речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном
тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и
основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент
художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является
создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного
интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается
несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором
произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие
собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и
психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные
жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки).
Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы
(инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных
произведений, различные конкурсы и пр.).
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки»,
которые фиксируются с помощью различных карточек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке
к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация
движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства,
внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура
воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и
развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь,
внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь
слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи
рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма,
размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и
др.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
•

•
•

•

развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте
и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному
произнесению
звуков,
обучение
правильному
интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию
артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов и пр.);
чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы,
связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием
сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать,
воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты,
сравнения, разумеется, без использования терминологии);
разучивание наизусть и выразительное чтение.

Планируемые результаты:
•
•
•
•
•
•
•

ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному:
громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику
и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.

Дошкольники должны знать:
•
•
•
•

отличие буквы от звука;
конфигурацию печатных букв;
назначение прописной и строчной буквы;
отличие прописных букв от печатных.

Дошкольники должны уметь:
•
•
•
•

ориентироваться на странице тетради;
перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа
налево и т.д;
печатать буквы;
отличать заглавные и строчные буквы.

Модуль «Математические ступеньки» С. Волкова.
Курс «Введение в математику»
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на
основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 57 лет», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки»,
рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
•
•

Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для
подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2015.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего
развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное
развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные
свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических
фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая,
построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных
процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно
осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием
заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для
детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и
осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения,
выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,

пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный,
короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по
расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу,
вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету,
по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:
наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов,
возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни
остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки»,
«Найди общие элементы» и др.;
•

•
•
•

воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
памяти:
зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала;
мышления:
выделение существенных признаков, выявление

закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных
чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов
больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно
обозначать результат числом;
—

знать

название

основных

геометрических

фигур

(треугольник,

прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные
операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить
классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные
закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Дошкольники должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры
большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
иьнесущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
-

обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа «Преемственность» нацелена на подготовку старшего дошкольника
к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных,
коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить
(при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем,
как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту
УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего
класса;
учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении,
в условных обозначениях);
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и

простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование
умений:
•

совершенствование и развитие устной речи, подготовка к обучению
чтению и письму

- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
конструировать словосочетания и предложения;
определять количество слов в предложении;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
различать звуки и буквы;
узнавать и различать буквы русского алфавита;
правильно держать ручку и карандаш;
аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
•

-

Введение в математику:
продолжать заданную закономерность;
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
вести счет предметов в пределах 10;
соотносить число предметов и цифру;
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
составлять математические рассказы и отвечать на поставленные

учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов:
слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже,
раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Учебно-тематический план по разделам:
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела

Количество
часов
гласные 9

Буквы, обозначающие
звуки
Буквы, обозначающие согласные 20
звуки
Литературная страна
4
Итого:
33 часа

Календарно-тематический план курса «От слова к букве»

№
п/п

Тема занятия

Буквы, обозначающие гласные звуки (9ч)
1
Вводное занятие. «Осенние странички».

Кол-во
часов

1

Дата
проведе
ния
фа
пла
к
н
т

2
3
4
5
6
7
8-9

«Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а].
1
Буквы А, а. Предложение.
«Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы].
1
Буква ы . Слово.
Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение.
1
Схема слова.
«Осенние странички».Буквы, обозначающие два звука.
1
Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я.
«Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.
1
Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё,
1
ё.
Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные
2
звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки

(20 ч)
10- «Зимние странички».
Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.
11
Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки.
12
Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
13
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
14
«Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
15
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.
16
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.
«Зимние странички». Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. Звуки
17
[с], [с’]. Буквы С, с.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
18
Шипящие согласные звуки.
19
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
20
«Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
21
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
22
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
23
«Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
24
«Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
25
«Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
26
«Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.
27
«Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й.
28
Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.
Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и
29
звуков».
Литературная страна (4 ч)
30
«Летние странички». Потешки. Сказки.
«Летние странички». Скороговорки, пословицы,
31
поговорки.
32
«Летние странички». Были. Загадки.
33
Итоговое занятие. Викторина

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Курс «Математические ступеньки»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на
основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7
лет», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки»,
рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
образования.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (по 1 занятия в неделю
продолжительностью 30 минут).
Для реализации программного содержания используются:
o Волкова С.И. «Математические ступеньки» : Учебное пособие для
подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.
o Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по
подготовке к школе детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2015.
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке
детей 5,5 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации
общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это
формирование начальных математических представлений и развитие на их основе
познавательных способностей дошкольников.
Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если
в процессе работы с математическим материалом систематически будут
включаться задания, направленные на развитие логического мышления
(проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части
и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и
речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти,
мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически
развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие
их подготовки к школе.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать
относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь
использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки детей
к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего
развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное
развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического
развития
познавательных
способностей,
которая

осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия,
воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт
десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный
смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки
«+», «-«, «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие
геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших
геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги);
содержательно-логическая, построенная на основе математического материала
двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая
идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и
эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка,
насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором
и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной
и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном
сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод,
позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя
эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками,
моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для
математики способом познания окружающего мира – методом моделирования
(работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением
предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из
плоскостных элементов).
Более активное использование разнообразных дидактических игр
математического содержания позволяет не только углублять математические
знания, но и способствует формированию умений общаться с преподавателем,
развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать
свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Содержание программы
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и
более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же
по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету
(одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух
предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений:
длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении
заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по
заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без
гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее,
выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник
(треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие
многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона
многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя.
Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года.
Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как
правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по
часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше
пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше,
столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность
чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка
двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального
ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в
этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в
группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его
отличия ль счета количественного.
Моделирование
цифр
из
плоскостных
элементов(треугольников,
прямоугольников и др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и
вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам.
Решение задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка
по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности
математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с
различными сюжетами)

Учебно-тематический план по разделам:
№ Наименование раздела
Количество
п/п
часов
1
Величина
3
2
Ориентировка
в 3
пространстве
3
Геометрические фигуры
3
4
Ориентировка во времени
3
5
Количество и счет
21
Итого:
33 часа
Планируемые результаты:
В результате изучения курса по развитию математических представлений
учащиеся должны
Знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Уметь:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз,
направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между
и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия;
упорядочивать их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать
результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий
сложения и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их
прообразы в окружающем мире;

Календарно-тематическое
ступеньки»
№

Тема занятия

планирование

курса

«Математические
Количес Дата
тво
проведения
часов
план фак
т

Величина (3 часа)
Знать: пользовать словами : больше-меньше, уже-шире, выше-ниже, часть
меньше целого
Уметь: делить целое на равные части, сравнивать предметы разные по
величине, выражать словами какой предмет больше, длиннее, выше, шире,
измерять длину предметов с помощью условной мерки.
1
Признаки предметов (размер, цвет, форма)
1
2
Сравнение предметов : большой, маленький, 1
больше, меньше; высокий - низкий, выше - ниже
3
Сравнение
предметов
по
массе, 1
количеству.(больше, меньше, столько же).
Ориентировка в пространстве (3 часа)
Знать: - правую и левую сторону,
Уметь: выражать местонахождение предмета по отношению к себе и
другим, ориентироваться на листе бумаги
4
Ориентация на плоскости: слева, справа
1
5-6 Длина. Длиннее - короче
2
Геометрические фигуры (3 часа)
Знать: различать геометрические фигуры, различать их
Уметь: различать форму предметов, рисовать геометрические фигуры
7-8 Геометрические фигуры. Круг. Многоугольник. 2
Отличие многоугольника от круга. Треугольник,
четырехугольник. Отрезок – как сторона
многоугольника. Точка.
9
Точка. Отрезок – как сторона многоугольника. 1
Прямоугольник.
Квадрат.
Треугольник,
четырехугольник
Ориентировка во времени (3 часа)
Знать: понятия вчера, сегодня, завтра, называть месяцы года
Уметь: называть части суток, время года, дни недели.
10 Позже. Раньше; вчера, сегодня, завтра. Неделя. 1
Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от
любого дня
11 Времена года их последовательность
1
Определение времени по часам (по часовой
стрелке)
12 Сравнение
предметов
по
массе, 1
количеству.(больше, меньше, столько же).
Количество и счет (21 часов)
Знать: состав чисел первого десятка, состав чисел из двух меньших, цифры.

Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и
число предметов, правильно пользоваться количественными и порядковыми
числительными, сравнивать числа в пределах 10, ориентироваться на листе
бумаги, называть части суток, время года, дни недели.
13- Счёт предметов в прямом и обратном порядке.. 2
14 Устная нумерация: названия, обозначение и
последовательность чисел от 0 до 10.
15 Знакомство с цифрой и числом «1».
1
16 Знакомство с цифрой и числом «2»
1
17 Знакомство с цифрой и числом «3»
1
18 Знакомство с цифрой и числом «4»
1
19 Знакомство с цифрой и числом «0»
1
20 Знакомство с цифрой и числом «5»
1
21 Равенство. Сложение и вычитание. Обозначение 1
этих действий
22 Сложение «+». Решение примеров +1
1
23 Вычитание « - » . решение примеров -1
1
24 Решение логических задач
1
25 Решение стихотворных задач
1
26 Знакомство с цифрой и числом «6»
1
27 Знакомство с цифрой и числом «7»
1
28 Знакомство с цифрой и числом «8»
1
29 Знакомство с цифрой и числом «9»
1
30 Знакомство с цифрой и числом «10»
1
31 Работа над составом числа
1
32 Образование чисел с помощью единицы +1,-1
1
33 Устное составление задач по схематическому 1
рисунку

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
• возможность выбора детьми видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
• защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия,
обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников познавательного
интереса:
• кабинет для занятий;
• столы, стулья по росту детей;
• наличие пособий;
• карандаши.

3.3. Календарный учебный график
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика
МАДОУ.
Календарный график на 2022-2023 учебный год

Содержание

Старшая группа
(5-6 лет)

Подготовительная
группа
(6-7 лет)

2
05.09.2022
25.05.2023

2
05.09.2022
25.05.2023

34 недели
15 недель
19 недели
5 дней

34 недели
15 недель
19 недели
5 дней

2/50
05.09.202216.09.2022

2/60
05.09.202216.09.2022

15.05.202326.05.2023

15.05.202326.05.2023

Количество возрастных групп
в каждой параллели
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного
года, всего, в том числе:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность учебной
недели
Объём образовательной
нагрузки в неделю
(количество занятий/мин)
Сроки проведения
мониторинга

3.4. Учебный план
Разделы
Продолжительность
Периодичность
Пиши-читай

Старшая
Группа
(5-6 лет)
25 мин.
Неде
Ме
ля
сяц
2
8

Подготовите
ль
ная группа
(6-7 лет)
30 мин.
Неде
Ме
ля
сяц
2
8

Итого за
период
обучения

80

3.5. Кадровые условия реализации Программы.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Пишем-читаем»
проводит педагог дополнительного образования.

Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
3.6. Материально-техническое обеспечение Программы:
• Кабинет для занятий.
• Методические пособия:
• Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, СИ.
Волкова и др. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.
« Переемственность». Москва «Просвещение», 2012г.
• Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, СИ.
Волкова и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность».
Пособие для педагогов. Москва «Просвещение», 2012г.
• Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей
к школе в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2013.
• Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки
детей к школе. Москва «Просвещение», 2013.

3.7.

Формы оценки планируемых результатов

Мониторинг развития детей в познавательной деятельности проводится
педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце
учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – тест, беседа.

Приложение №1
Дата проведения: май текущего года.

Время проведения: 20 минут.
Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего
дошкольника.
Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником,
предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
2. Какое животное больше: лошадь или собака?
3. Что раньше: обед или завтрак?
4. Днем светло, а ночью?
5. Утром мы завтракаем, а днем?
6. Яблоки, груши, персики – что это?
7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
8. Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .
9. В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака
- _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель,
линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.
22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук
в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы А, Н.
24. Какое слово длиннее: веревка или река?
25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько
слов в этом предложении?
26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди.
Сосчитай от 10 до 1.
27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7
предметов).
28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?
29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценки:
Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы
на 23 – 29 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16
вопросов.
Проверочная работа
Дата проведения: май текущего года.
Время проведения: 25 минут.
Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.
Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников
одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и
продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет
предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и
цифру.
№ 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе
составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет
предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько
же».
№ 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры
(по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения,

характеризующее

достижение

этого

результата:

знать

геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические
фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе
бумаги,
№ 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать
карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных
направлениях.
№1. Продолжи ряд.
/

∙

//

∙

∙

/

∙

∙

∙

____________________________________________________________________
12

21

______________________________________________________________________
_
№2. Соедини линией.

5

2

8

4

№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

№ 4. Составь узор.
- закрась кружок красным цветом;
- сверху нарисуй красный квадрат;
- справа от квадрата – желтый треугольник;
- под треугольником нарисуй зеленый круг;
- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.

№ 5. Выполни штриховку.

Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов –

выполнено 100%

работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.

Приложение № 2
Мониторинг освоения Программы

Фамилия
Имя
ребёнка

Основы
грамотности

Элементарные
математические
способности

Итого

н.г.

н.г.

н.г.

Обработка результатов:
Н - низкий уровень
С - средний уровень
В - высокий уровень

к.г.

к.г.

к.г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».