Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Обучение нетрадиционным приемам рисования и художественной лепки" 2023 - 2024

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б
Фактический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б
620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25
e-mail: mdou11@edukb.ru; сайт: https://11.tvoysadik.ru/; т. 300-19-99

ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом МАДОУ
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ детского сада № 11
Приказ № 98-о от 31. 08. 2023 г.
__________ Ю.С. Юрихова

Дополнительная общеразвивающая
программа

«Обучение
нетрадиционным приёмам
рисования и
художественной лепки»
для детей 6 - 7 лет

г. Екатеринбург

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Объём Программы
Планируемые результаты освоения Программы
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Модель образовательного процесса
Содержание работы, тематическое планирование
Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Календарный учебный график
Учебный план
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Формы оценки планируемых результатов
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.
Пояснительная записка
Общие сведения об образовательном учреждении:
Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Учредитель: Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга
Адрес учредителя: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 24а
Юридический адрес МАДОУ: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-б;
620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25
Телефон: 300-19-99
Год основания: 2011
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Режим работы: пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей
(с 7.30 до 18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: от
03.08.2012 № 16403, серия 66ЛО1 № 0001041
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой
он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать,
не разрушая. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных
задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще
Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют
всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги
прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские
педагоги и психологи.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с
огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы
привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к
рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого
нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным
способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в
сказку. Занятия с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций
являются эффективным средством развития ребенка. Только тогда, когда
ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и
навыки. На таких занятиях каждому удается почувствовать себя умным,
догадливым, сообразительным.
3

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности
к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии
со следующими документами:
➢
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
➢
Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции 2013 года);
➢
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-Р)
➢
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г.
№ 3034);
➢
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПин);
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
➢
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
➢
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
➢
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
➢
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
4

➢
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
➢
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»);
➢
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
➢
Устав
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 11.
1.1.

Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – развитие у детей мелкой моторики, творческих
способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования
и лепки.
Задачи:
Образовательные:
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и лепки с помощью
использования различных материалов.
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
учить понимать выразительные средства искусства.
• учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
• совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• воспитывать
культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.
• создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций;
• развивать творческие способности детей;
5

• развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения;
• развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Оздоровительные:
• укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники
рисования и художественной лепки на эмоциональное состояние и
психическое развитие детей.
Задачи программы для детей 6-7 лет:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
2. Побуждать
детей
изображать
доступными
им
средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
4.2.

Принципы и походы к формированию Программы

Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 67 лет. Процесс обучения нетрадиционным приёмам рисования и
художественной лепки в основном построен на реализации дидактических
принципов:
•
Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования
художественно-эстетических навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности воспитанников.
•
Принцип
психологической
комфортности:
создаётся
образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса.
•
Принцип вариативности: формирование у детей умения
осуществлять собственный выбор, и систематическое предоставление им
возможности выбора.
•
Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой личности.
•
Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи
между дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями.
•
Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в
доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на
волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения.
6

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере
образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и
личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей.
4.3. Объём Программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей с 6 до 7 лет.
Программа предполагает 2 занятия в неделю. При построении образовательной
деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности
детей. Продолжительность каждого занятия 30 минут.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения
ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного
содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития
детей.
В работе используются следующие методы
• словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное
слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение);
• наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
• метод наблюдения (наблюдения, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения и др.);
• игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
• метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на
поставленное задание);
• практические – упражнения, эксперименты и др.
Актуальность программы в том, что именно изобразительная
продуктивная
деятельность
с
использованием
нетрадиционных
изобразительных технологий является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются
разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса
детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления
и т.д.
Нетрадиционные техники рисования доставляют детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных
художественных техник рисования и художественной лепки, способствуют
7

развитию детской художественной одаренности, творческого воображения,
художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании и лепке также
способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Направленность программы: развитие художественно-творческих
способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов
посредством использования изобразительных средств выражения), развитие
пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики,
воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными
изобразительными технологиями. Занятия позволяют развивать у детей не
только художественные способности, но и коммуникативные навыки.
Новизной
и
отличительной
особенностью программы
по
нетрадиционным техникам рисования и художественной лепки является то, что
она имеет инновационный характер. В системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного
творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые
для нетрадиционного рисования и лепки. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы
в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования —
это социально — нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и задачах
программы.
Ожидаемый результат
К 6-7 летнему возрасту при успешном освоении Программы достигается
следующий уровень развития и образования ребенка:
В различных видах изобразительной деятельности стремится к
воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской
деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и
назначения предмета.
Успешно применяет освоенные художественные техники и способы,
свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей
инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж,
папье-маше, оригами и другие) и различные изобразительно-выразительные
8

средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным
искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Формы подведения итогов реализации программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Модель образовательного процесса
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом
и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму».
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения
со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной
деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам; формирование патриотических чувств;
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в
различных видах продуктивной деятельности.
Познавательное развитие: сенсорное развитие; формирование
целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного
искусства, творчества; формирование элементарных математических
представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о
цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном
расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин,
различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов,
объектов.
Речевое развитие: практическое овладение воспитанниками нормами
речи, использование для обогащения словарного запаса художественных
произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и
монологической речи при описании репродукций картин художников,
собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной
функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования,
лепки; в процессе обыгрывания сюжета и самого процесса рисования или лепки
ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования
или лепки обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного
словаря.
9

•

•
•

•

•
•
•
•
•
•

Художественно — эстетическое развитие: использование
музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование и
лепка по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование
пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к
праздникам, развлечениям; музыкотерапия– прослушивание звуков
окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы;
рисование
и
лепка
по
передаче
восприятия
музыкальных
произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего
понимания образа, выражения собственных чувств.
Физическое развитие: развитие мелкой моторики, воспитание
культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающих технологий. Для
реализации данных технологий предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в
пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение
осанки;
осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении
рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для
координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации
внимания и усидчивости, подготовка руки к письму.
Принципы организации:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
учёт возрастных и психологических особенностей детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
игровая форма подачи материала;
сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на
совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается
проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он
знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается
активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя,
но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
10

2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего
занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала,
показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций,
направленные на активизацию познавательной активности, развитие
творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания,
необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов
программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению
и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных
знаний, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В
конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие
дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части
происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен
мнениями: детей и педагога. На практических занятиях организуется минивыставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме
занятия.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается
и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный
образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую
художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Формы работы:
1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном
искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.
2. Выставки текущих работ.
Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в
воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление
инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в
себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в
дальнейшем проявлять самостоятельность.

2.2. Содержание работы по обучению нетрадиционным
рисования и художественной лепки детей 6-7 лет.

приёмам

Тематическое планирование Программы.
Октябрь
1.Бабочки.
11

(пуантилизм)
Продолжать знакомить детей с техникой рисования пуантилизм. Развивать
воображение, аккуратность при выполнении работы.
Альбомный лист, гуашь, салфетки, ватные палочки
2.Осеннее дерево
(набрызг)
Знакомство с техникой «набрызг». Продолжать развивать умение рисовать
деревья. Развивать чувство цвета.
Листы бумаги, гуашь, кисти, зубные щетки, палочки, трафарет крона дерева,
опавшая листва).
3.Золотая осень
(печать листьями, оттиск печатками)
Познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем, учить
создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных
техник.
Белые листы, сухие листья, краски.
4.Нарядный зонтик
(рисование ватными палочками, скатывание бумаги)
Учить детей комбинировать различные техники в объемном изображении.
Закрепить ранее полученные знания и навыки.
Шаблон зонта, салфетки разного цвета, гуашь, ватные палочки.
5.Сочные фрукты
(рисование точками)
Вызывать интерес к рисованию, стремление передавать образ фруктов точками,
добиваться выразительного образа. Развивать аккуратность.
Белые листы, фломастеры.
6.Осенний натюрморт
(восковые мелки, акварель)
Рисование в жанре живописи — натюрморт.
Познакомить с жанром живописи натюрморт.
Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель), выделение в
рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина).
7. Улетают лебеди в тёплые края
(рисование отпечатками ладошек)
Познакомить детей с техникой рисования отпечатками ладошек. Развивать
чувство композиции - дополняя композицию дорисовывая облака, деревья –
подбирая цвет.
Тонированная бумага, тарелочки с белой гуашью, влажные салфетки, кисти
тонкие, краски акварельные.
12

8.Цветик - семицветик
(пластилинография)
Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и
искусства закрепить использование в творческой деятельности детей
технического приема – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при
выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски,
скатывание шариков. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности,
желание
увидеть
результат
своего
труда.
Образец воспитателя,белый картон с контурным рисунком цветика –
семицветика,
набор
пластилина,
салфетка
для
рук,
стека.
Ноябрь
1.Осенние мотивы
(выдувание рисунка).
Познакомить с новым способом изображения раздувание красок, показать его
выразительность, помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования,
когда изображаемый объект, полученный путем свободного нанесения пятен
краски и воздуха на них посредством активной работы легких (выдувание
рисунка). Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
2.Кленовое дерево
(рисование губкой по контуру)
Познакомить с рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Листы бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист, кисти
3.Делаем гербарий
(набрызг)
Продолжать знакомить с техникой набрызг, используя сухие листья разного
размера. Воспитывать интерес к рисованию.
Белый лист, гуашь, зубная щетка, тарелочка, сухие листья
4.Кленовый лист
(пластилинография)
Развивать художественные творческие способности и фантазии детей.
Изготовить пластилиновую картину.
Пластилин, кленовый лист-шаблон,
5.Подсолнухи –воспоминание о лете.
(рисование вилкой и ватной палочкой)
Учить рисовать не только с помощью красок и кисти, но и с помощью вилки и
ватными палочками. Развивать воображение и творчество.
13

Белые листы, пластиковые вилки, гуашь, ватные палочки, кисточки
6.Какая осень без грибов
(пластилинография)
Формировать у детей обобщенные представления об осеннем времени года.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые
объекты выступают над поверхностью горизонтальной основы, упражняя
навыки раскатывания,
сплющивания.
Испытывать
чувство
удовлетворения от хорошо и красиво выполненной поделки.
Пластилин, дощечка, стеки, картон.
7.Звездное небо
(печать по трафарету, набрызг)
Учить создавать образ звездного неба, использование смешивания красок,
набрызг и печать по трафарету. Воспитывать эстетическое отношение к
природе через изображения образа неба, упражнять в комбинировании
различных техник изображения; развивать чувство композиции.
Белые листы, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафарет звезд, кусочек
картона для набрызга.
8. Первый снег
(пейзажная монотипия, набрызг)
Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной
монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка;
техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции.
Декабрь
1.Я люблю виноград
(рисование пальчиками и рисование по трафарету)
Совершенствовать умение и навыки в рисовании пальчиками и по трафарету.
Воспитывать аккуратность.
Белые листы, гуашь, тарелочки, трафареты листьев
2.Веселые кляксы
(кляксография).
Познакомить с таким способом изображения как кляксография. Показать ее
выразительные возможности, учить дорисовывать детали объектов,
получившихся в ходе спонтанного изображения. Развивать воображение,
фантазию, интерес к творческой деятельности.
3.Филин
(тычок жесткой кистью)
14

Воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в
различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче
фактуры, цвета, характера животного.
Тонированная бумага, жесткая кисть, гуашь, иллюстрация с изображением
филина.
4.Ветка рябины
(рисование пальчиками)
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.
Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности. Закрепить
прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования.
Развивать мелкую моторику.
½ листа А4, гуашь, салфетки, стаканчики, изображение ветки рябины или ветки
в вазе.
5.Елочка
(пластилинография)
Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику,
воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Пластилин, круг из цв. картона, простой карандаш.
6.У елочки колкие иголочки
(рисование зубной щеткой и манкой)
Уточнить представление о еле как хвойном вечнозеленом дереве. Познакомить
с нетрадиционной техникой рисования- рисование с помощью зубной щетки.
Вызвать у детей восхищение красотой природы, развивать мелкую моторику.
7.В лесу родилась елочка
(тычкование + набрызг)
Совершенствовать умение в данных техниках; упражнять в комбинировании
двух различных техник; развивать чувства композиции
Белые листы, гуашь, шаблон елочки, зубные щетки, тарелочки, пробки и др.
8.Дед Мороз
(рисование солью, красками)
Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, художественный вкус,
аккуратность в работе. Развивать художественно – творческие способности
детей, мелкую моторику рук, воображение и инициативу, интерес к
художественному творчеству, эстетические чувства к прекрасному, нагляднообразное мышление, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить с одним из видов нетрадиционного вида рисования –
рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с
практическими
навыками
нанесения
соли
на
лист
бумаги.
Плотный альбомный лист А 4; простой карандаш, ластик; кисти разных
15

размеров; емкость с водой; акварельные краски; палитра для смешивания
цветов; салфетки для удаления лишней влаги, крупная пищевая соль.
Январь
1.Рыбки
(рисование ладошкой пальцами)
Продолжать знакомить с художественными техниками, развивать чувство
композиции, цвета. Закреплять умение дополнять деталями изображение с
помощью кисти, развивать воображение и творчество детей.
2.Аквариум
(пластилинография)
Развивать художественные творческие способности и фантазии детей.
Изготовить пластилиновую картину.
3.Деревья в зимнем уборе
(Рисование клеем и солью)
Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования, развивать
образное мышление, воспитывать эстетическое отношение к природе и ее
изображения в рисунке. Развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание.
4.Зимнее чудо – снежинка
(рисование восковыми мелками + тонирование бумаги)
Учить использовать в работе нетрадиционные техники рисования восковыми
мелками и тонирование бумаги, развивать видение художественного образа,
формировать чувство композиции. Расширять представления детей о явлениях
природы, воспитывать аккуратность и опрятность.
5.Снеговик
(рисование солью)
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по
мокрой краске для создания объемности изображения
6.Зимний лес
(рисование с помощью штампа)
Продолжать учить рисовать деревья, познакомить с нетрадиционной техникой
рисования – рисование штампом с помощью пузырчатой пленки, развивать
фантазию
7.Пурга
(рисование по мокрому и набрызгом)
Закрепить умение рисовать по мокрому. Учить детей передавать образ ветреной
снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о
16

цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к
самостоятельному решению образа.
8.Снегири на ветке
(рисование методом тычка)
Продолжать знакомить с техникой рисования тычками полусухой жесткой
кистью. Формировать у детей обобщенное представление о птицах.
Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о
перелетных птицах.
Акварель, кисти.
Февраль
1.Сказочная рыбка – 1 занятие
(рисование клеем ПВА)
Научить детей создавать силуэт рыбки заполнять его разными декоративными
узорами, воспитывать любознательность.
Клей ПВА, лист белый А4, простой карандаш
2.Сказочная рыбка – 2 занятие.
(раскрашивание работы)
Акварельные краски, баночка с водой, палитра, кисти.
3.Морозный узор
(свеча, акварель)
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в
окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с
изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного
рисования.
Развивать воображение, творчество.
Альбомный лист, свеча, краски, кисти, салфетки
4.Северное сияние
(рисование по мокрому)
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета,
формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы
Альбомный лист, краски, кисти, салфетки
5.Военные корабли
(рисование по мокрому, отпечатывание поролоном, рисование ватными
палочками, пластилинография)
17

Закреплять навыки рисования при помощи совмещения техник
нетрадиционного рисования. Показать разные интеграции рисования и лепки.
Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему
листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
6. Летят самолёты
(тампонирования губкой)
Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта,
упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка);
закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе)
7.Парашютист
(рисование картофелем и губкой)
Учить пользоваться срезом картофеля для нанесения изображения; продолжать
учить правильно пользоваться гуашью, набирать её на кисть, вытирать лишнюю
о край баночки, промывать кисть прежде чем набрать новый цвет; учить
символичному изображению человека; способствовать развитию образного
мышления, воображения, через использование нетрадиционного способа
рисования; способствовать развитию мелкой моторики рук, воспитывать
интерес
к
рисованию,
желание
нарисовать
что-то
новое.
Альбомный лист; гуашь; акварель; кисть № 6;фломастеры; маленький кусочек
губки; картофель разной величины.
8.Машины
(пластилинография)
Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение
Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя
за контур.
Учить доводить работу до конца.
Развитие мелкой моторики рук. Заготовки машин по кол-ву детей.
Иллюстрации и картинки с изображением транспорта
Март
1.Букет для моей мамы
(набрызг, печать листьями +аппликация)
Учить изготавливать необычные цветы, используя нетрадиционные
изобразительные техники: набрызг и печать листьями; формировать
эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям, учить
использовать шаблоны для создания одинаковых изображений.
Белые листы бумаги, акварель, сухие листья, ножницы, клей.
2.Платок для мамы
18

(ниткография)
Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей
определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки
(листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию
самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным
3.Конфета для друга
(монотипия предметная)
Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание
изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами
познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать
раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и
отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги.
Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.
4.Превращение ладошки
(рисование ладошками)
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа. Развивать воображение и творчество.
Акварель, кисти, листы белого цвета
5.Подарок тому, кого люблю
(различные нетрадиционные техники)
Совершенствовать умения работать в различных техниках.
Белые листы, цветная бумага, гуашь и др.
6.Белочка в дупле
(рисование ладошкой, пальчиками.)
Развивать умение рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования
пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
7.Колючая сказка
(рисование штрихом)
Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи водном и разных
направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и
свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные
возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки
рисуемых объектов - «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
Репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа; альбомный лист;
простой карандаш, маска ежика для игры.
8.Подснежники
19

(акварель +восковые мелки)
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание
на склонную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний
колорит. Развивать цветовосприятие.
Акварель, восковые мелки, кисти, листы белого цвета.
Апрель
1.Красивые картинки из разноцветной нитки
(рисование нитками)
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции
соответствующие цветовые сочетания.
Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой
струйкой.
Научить выкладывать нить точно по нарисованному контур, развивать
координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Альбомный лист с готовым фоном; простой карандаш; флакончик клея ПВА с
дозированным носиком; разноцветные отрезки ниток; набор фломастеров;
ножницы;салфетка; фартук.
2.Раскрашиваем яйца
(различные нетрадиционные техники)
Учить раскрашивать яйца, используя различные техники рисования на выбор
детей.
Белые листы, акварель.
3.Космический пейзаж
(рисование
в
нетрадиционной
технике
диатипия).
Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
Учить изображать фон рисунка при помощи новой технике диатипия.
Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа,
используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении
литературы о космосе. Закрепить знания детей о жанре искусства пейзаж.
Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные
материалы: акварель, восковые карандаши для придания образу большей
выразительности
и
более
точного
воплощения
замысла.
Альбомные листы, пластиковые дощечки, восковые мелки, акварельная краска.
Кисть, стаканчики с водой, салфетки. Репродукция Андрея Соколова «На
Луне».
4.Ночь для Золушки
(свеча и акварель)
20

Формировать у детей художественный вкус, выразительность; учить детей
изображать различные явления нетрадиционными методами рисования;
формировать у детей художественный вкус, выразительность;
Закрепить умение печатать по трафарету, умение рисовать свечой и акварелью,
учить создавать выразительный образ звездной ночи, развивать эстетические
чувства;
Воспитывать гуманность, аккуратность, интерес к изобразительному
творчеству, желание узнавать новое.
Лист плотной бумаги, свеча, трафарет-звёзды, акварель синего, голубого или
черного цвета, кусочек поролона (на каждого ребёнка), большая книга сказок в ней иллюстрации к сказке «Золушка», одежда для Золушки, аудиозапись.
5.Ветка сакуры
(оттиск + рисование)
Познакомить с техникой рисования - оттиск дном пластиковой бутылки. Учить
наносить рисунок по ветке.
Белые листы, пластиковые бутылки, гуашь, кисточки, мисочки для красок.
6.Ивы у реки
(монотипия)
Продолжать учить детей рисовать техникой монотипии. Учить изображать
деревья и их тень в реке.
Белые листы, гуашь, кисти.
7. Натюрморт из фруктов
(рисование восковыми мелками и акварелью)
Познакомить с жанром изобразительного искусства -натюрморт. Учить
рисовать различные фрукты с помощью предложенных техник.
Белые листы, восковые мелки, акварель.
8.Светит солнышко в окошко
(на майонезной крышке пластилинография)
Развивать у детей интерес творчество к изображению солнышка пластилином,
используя знакомые приемы.
Май
1.Салют в ночном небе
(граттаж)
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого
граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как
линия, штрих.
Листы картона, свеча, тушь +жидкое мыло, кисть, заостренная палочка.
21

2.Весеннее небо
(Рисование по мокрому)
Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными
красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо
способом цветовой растяжки по мокрому. Создать условия для отражения в
рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
3.Цветик разноцветик
Закреплять представления детей о цветовом многообразии, расширять знания
цветовой гаммы путем введения новых оттенков. Освоение способов их
получения, закрепить навык закрашивания внутри контура.
Листы А4, акварель, кисти, стаканчики, палитры.
4.Сарафанчик для матрёшки
(использование разных техник)
Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги,
точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные
техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками.
5.Березка
(рисунок на ткани)
Формировать
любознательность,
наблюдательность,
желание
отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования
— батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить
изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать
развивать детское изобразительное творчество.
Репродукции картины И. Остроухова «Березы», подготовленный батик, размер
А4, простой карандаш, набор гуашевых красок, кисти №1, №4, стаканчик с
водой, салфетка.
6.Котята
(пластилинография)
Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать
знакомить
детей
с
анималистическим
жанром
посредством
пдастилинографии. Передавать строение фигуры котенка, разное положение
туловища животного, закрепляя приемы изображения животного из отдельных
частей. Упражнять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы
лепки (скатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание границ
соединения). Помочь детям в смешивании пластилина разного цвета (2-х) для
получения нового оттенка.
7.Сладости
(рисование пеной для бритья)
22

Обучение детей методам и приёмам нетрадиционной технике рисования.
Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка
нетрадиционным методом.
Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с
гуашью и пеной для бритья.
Листы бумаги А4цветная бумага, картон гуашь, пена для бритья, тарелки,
палитра, кисти: толстая и тонкая шпажки декоративные украшения (бисер,
конфетти, блестки, палетки и т.д.) салфетки стаканчики – непроливайки,
музыкальное сопровождение.
8.Причудливые узоры
(ниткография)
Продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования – ниточкой.
Развивать любознательность, мышление и речь детей. Расширить активный
словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышивать. Развивать мелкую
моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию,
самостоятельность и стремление к достижению результата. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с
водой, тряпочки, фартуки.
Июнь
1.Чайки над морем
(набрызг, рисование по сырому)
Развивать у детей чувства цвета, умение выполнять рисунок не только кистью,
но и используя набрызг. Развивать эстетическое восприятие.
Белые листы, акварель, кисти, шаблоны чаек
2.Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...
Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных
изо техник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование
ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или
пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).
3. Звонкое лето
(монотипия на пене для бритья)
Учить детей рисовать цветочную поляну нетрадиционным способом
монотипии на пене, располагать изображение по центру листа
бумаги. Развивать память, воображение, логическое мышление, и творческие
способности, чувство цвета, фантазию, и, как и обычное рисование, развивать
мелкую моторику руки, тренировать мышцы кисти руки, готовить руку к
письму. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию,
23

стремление к достижению результата. Доставить детям радость от
выполненной работы.
Картон, пена для бритья, гуашь, тонкая кисточка, листы бумаги для офисной
техники, линейка.
4.Бабочки
(монотипия)
Продолжать учить детей рисовать техникой монотипии. Познакомить с
симметрией. Учить изображать бабочек в технике монотипии. Развивать
пространственное мышление.
Вырезанные из белой бумаги силуэты бабочек, акварель, кисти.
5.Подводный мир
(рисование восковыми мелками + рисование акварелью)
Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Совершенствовать умения
в сочетании восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными
цветами акварели.
Белые листы, гуашь, восковые мелки, кисточки.
6. Цветочная поляна
(различные техники на усмотрение детей)
Учить детей самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять
замысел, используя ранее усвоенные умения и навыки.
Белые листы, краски, трафареты, печатки.
7.Торт на день рождение
(рисование восковыми мелками)
Закреплять у детей умение рисовать рисунки, состоящие из прямых, овальных,
и волнистых линий; умение задумывать свой рисунок, развивать воображение,
мелкую моторику рук. Лист бумаги, восковые мелки.
8. Божья коровка на ромашке
(пластилинография)
Вызвать
интерес
к
окружающему
миру,
формировать реалистические представления
о
природе. Использовать
знания и представления об особенности строения насекомых в своей
работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на
вопросы в ходе работы.

24

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.2.
среды.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

К организации предметно-пространственной среды относятся условия,
обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников художественноэстетических навыков:
• кабинет для занятий;
• столы, стулья по росту детей;
• наличие пособий и ИЗО материалов;

25

3.3. Календарный учебный график
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного
графика МАДОУ.
Календарный график на 2023-2024 учебный год
Старшая
Содержание

группа
(5-6 лет)

Количество
возрастных групп в
каждой параллели
Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Продолжительность
учебного года,
всего, в том числе:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность
учебной недели
Объём
образовательной
нагрузки в неделю
(количество
занятий/мин)
Сроки проведения
мониторинга

Подготовительная
группа
(6-7 лет)

1
01.09.2023

3
01.09.2024

30.06.2024

30.06.2024

40 недели
17недель
23недели
5 дней

40 недели
17 недель
23 недели
5 дней

2/50

2/60

01.09.2023-15.09.2023

01.09.2023-15.09.2023

17.06.2024-28.06.2024

17.06.2024-28.06.2024

26

3.4. Учебный план
Разделы
Продолжительность
Периодичность
Обучение
нетрадиционным
приёмам рисования и
художественной лепки

Старшая
Группа
(5-6 лет)
25 мин.
Неделя
Месяц
2
8

Подготовитель
ная группа
(6-7 лет)
30 мин.
Неделя
Месяц
2
8

Итого за
период
обучения

80

3.5. Кадровые условия реализации Программы.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Обучение
нетрадиционным приёмам рисования и художественной лепки» проводит
педагог дополнительного образования.
Требования к педагогу дополнительного образования определены
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования».
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
3.6. Материально-техническое обеспечение Программы:
1.
2.

Кабинет для занятий.
Методические пособия:

• А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
-СПб: КАРО, 2008;
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. - М.: Издательство Скрипторий, 2007;
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. - М.: Издательство Скрипторий, 2007;
• Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20
познавательно-игровых занятий ООО «ТЦ Сфера», 2016;
27

• Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014;
• Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. "Пластилиновая картина" М:
Мозайка-Синтез, 2012;
• Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002;
• Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! –
СПб.: Детство-Пресс, 2004;
• Давыдова Г.Н. Пластилинография. Пособие. — Москва: 2006;
• Интернет ресурсы
3.7.

Формы оценки планируемых результатов

Мониторинг
развития
детей
в
художественно-эстетической
деятельности проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2
раза: в начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение.
Методика Комаровой Т.С.
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
4. Композиция.
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана
неверно.
5. Цвет.
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно
6. Уровень самостоятельности:
28

высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи
взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с
вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со
стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
7. Творчество.
самостоятельность замысла;
оригинальность изображения;
стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в
таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения
индивидуализации обучения.

29

Приложение № 1
Мониторинг освоения Программы

Фамилия
Имя
ребёнка

Передача
формы

Строение
предмета

н.г.

н.г.

к.г.

к.г.

Передача
пропорций
Композици Цвет
предмета в я
изображени
и
н.г.
к.г.
н.г. к.г.
н.г. к.г.

Уровень
самосто Творчество Итого
ятельнос
ти
н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Обработка результатов:
Н - низкий уровень
С - средний уровень
В - высокий уровень

30

Работа по данной Программе даёт положительную динамику в развитии у детей художественно-эстетических
навыков. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства
выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании и лепке дети передают сходство с реальным
объектом, обогащают образ выразительными деталями.

31

Приложение № 2
Перечень пособий, средств обучения, материалов для реализации Программы:
Название
Акварельные краски
Кисти №2
Кисти №3
Кисти №4
Кисти №5
Жесткая кисть №4,7
Гуашевые краски
Восковые мелки
Карандаши простые
Карандаши цветные
Палитра
Стаканчики для воды
Бумага для рисования
Бумага для акварели
Клей ПВА
Пластилин
Соль крупная
Соль мелкая
Поролоновые губки
Ватные палочки
Свечи восковые
Шаблоны
Штампики
Манка
Салфетки влажные
Салфетки для кисточек
Стеки
Досочки для пластилина

Количество
16
16
16
16
16
16
16 банок 220мл
16 наборов
16
16 наборов
16
16
16 альбомов
16 альбомов
8
16 наборов
1 упаковка
1 упаковка
16
2 упаковки
16
16
2 набора
1 упаковка
5 упаковок
16
16
16

Методические пособия:
• А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" -СПб:
КАРО, 2008;
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М.: Издательство Скрипторий, 2007;
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.: Издательство Скрипторий, 2007;
• Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20
познавательно-игровых занятий ООО «ТЦ Сфера», 2016;
• Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014;
32

• Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. "Пластилиновая картина" М: МозайкаСинтез, 2012;
• Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2002;
• Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! – СПб.:
Детство-Пресс, 2004;
• Давыдова Г.Н. Пластилинография. Пособие. — Москва: 2006;
• Интернет ресурсы

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».