Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
МАДОУ детский сад № 11
ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом МАДОУ
Протокол № 1
от «01» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ детского сада № 11
Приказ № 90/1-о от 01. 08. 2024 г.
Бессонова О.Е.
«ЛЕГО – конструирование»
дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Срок реализации 1 год
Составил:
педагог дополнительного образования
Р.С. Селиванова
Екатеринбург, 2024 год
1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа дошкольного образования по «Лего-конструированию»
(далее – Программа)
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11
(далее - МАДОУ) разрабатывается во исполнение и в соответствии с Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие
нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 30384);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038);
Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от
28 февраля 2014 года 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г.
28564) и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. «О
внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав МАДОУ детского сада № 11.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с
учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей
развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных
упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения
методических пособий «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера»,
2012 г., а также «Лего-конструирование» О.В.Мельниковой – Волгоград: издательство «Учитель»,
2014г.
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет
содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Программа
реализуется на русском языке. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы по «ЛЕГО – конструированию» 1 год. Реализуется в
форме кружковой работы и охватывает детей от 4 до 5 лет.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется
познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 43 недели, с нагрузкой – 2 раза в неделю. Продолжительность
непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15
минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для
детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
через развитие его конструкторских способностей.
Задачи Программы:
Развитие познавательных потребностей и творческих способностей; развитие
пространственных представлений, логики, мышления;
Приобщение детей к миру технических изобретательств;
Развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и
умений;
Создание условий для успешной социализации детей;
Воспитание целеустремленности, творческой и всесторонне развитой личности,
способной к самостоятельному решению задач.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребенок, исследователи (З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова и др.) предложили
различные формы организации обучения.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы
построек. Выполненных из деталей строительного материала или конструкторов и показывают
способы их воспроизведения.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и
способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и
которые подчеркивают практическое её значение.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий
характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние
и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития
внутренних форм наглядного моделирования.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания
творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут
конструировать.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.
Данная Программа строится на основе того, чтобы в процессе деятельности у детей
формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность,
находчивость и умение работать в коллективе.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу Программы заложены следующие основные педагогические принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности
ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир –
это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна
быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают
что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на
предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
В основу Программы легли следующий подходы:
Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
1.4.
Значимые для разработки Программы характеристики
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развитие социальных навыков.
К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и
вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет
продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих
действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают
условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В
процессе игры роли могут меняться.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у
них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми
одного пола.
Развитие мышления.
В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов,
овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам
дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических
формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен
придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет,
форму и величину, а затем – дополнительные части.
Речевое развитие.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению. Что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от
взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по-прежнему
тесно переплетено с другими видами детской деятельности, однако уже отмечаются и ситуации
чистого общения.
В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой
происходят значительные изменения. Продолжается процесс творческого изменения родной речи,
придумывания новых слов и выражений. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и
способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют
различия между предметами близких видов. Речь становится более связной и последовательной.
Развитие творческих способностей.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают
будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Особенности образов
воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых,
видит на картинках. Элементы продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре,
рисовании, конструировании.
Физическое развитие.
В 4-5 лет дети нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или
тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать
разучиваемые движения, их элементы. Что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже
освоенных основных движений более сложными.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание
экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций,
чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам,
замыслу;
ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои
изменения;
ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из
них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких
предметов.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения.
2.
Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Описание
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Социально-коммуникативное развитие предполагает:
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие предполагает:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие предполагает:
Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая,
индивидуальная.
Виды организации детей: непрерывно образовательная деятельность, самостоятельная
деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Виды детской деятельности
Двигательная
Игровая
Изобразительная
Коммуникативная
Самообслуживание
Формы работы
игровые упражнения;
сюжетные игры;
развивающие игры;
дидактические игры;
режиссерские игры.
мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества;
реализация проектов
беседа;
ситуативный разговор;
составление и отгадывание загадок;
сюжетные игры;
общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.
придумывание историй;
создание сказок.
и
совместные действия;
элементарный труд (в помещении и
на улице)
Познавательноисследовательская
Конструирование
дежурство;
поручение;
задания;
решение проблемных ситуаций;
проектирование решения проблемы;
моделирование;
реализация проекта;
познавательные
беседы
(с
использованием
разнообразного
наглядно-иллюстративного
материала,
музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
исследования объектов окружающего мира;
посещение гостей;
конструирование
из
различного
материала:
конструкторы, модули.
конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по простейшим чертежам и
наглядным схемам;
конструирование по замыслу;
конструирование по теме.
Средняя группа.
Первое полугодие:
расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;
учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой
предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а
также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;
учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
формировать умение строить по схеме;
учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать ее общее описание;
развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;
учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она
предназначается;
правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал,
кирпичик с колесами и др.);
продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;
учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель
деятельности;
сравнивать полученную постройку с задуманной;
развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
№
Месяц
Перспективное планирование в средней группе
Тема
1. Знакомство с конструктором LEGO Classic.
1
Сентябрь
2
Октябрь
3
Ноябрь
4
Декабрь
5
Январь
6
Февраль
7
Март
8
Апрель
9
Май
10
Июнь
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Тема «Летний отдых».
Конструирование по замыслу.
Городская постройка.
Кухня, двор и др.
Деревенская местность. Ферма.
Конструирование по замыслу.
Знакомство с конструктором LEGO education
Робот-хоккеист (схема)
Вентилятор (схема).
Конструирование по замыслу.
Infinity nado (схема).
Закрепление материала.
Конструирование по замыслу.
Повторение материала.
Корабль (схема).
Качель (схема).
Конструирование по замыслу.
Машина с прицепом (схема).
Городской транспорт (выбор).
Конструирование по замыслу.
Зоопарк.
Слон (схема).
Верблюд (схема).
Конструирование по замыслу.
Ракета (схема).
Космический корабль (схема).
Луноход (схема).
Конструирование по замыслу.
Паровоз (схема).
Станция.
Здание.
Конструирование по замыслу.
Закрепление материала.
Диагностика
Конструирование по замыслу.
2.2. Описание образовательной деятельности по коррекционно-развивающей работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с
проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми
строиться по следующему алгоритму:
1.
анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
2.
составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
3.
организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой
формах.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для усвоения информации,
используются следующие принципы и приемы:
Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через
самостоятельное «открытие» его детьми);
Принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом);
Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор на основании некоторого критерия);
Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности);
Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
ступенями обучения).
Приемы работы:
обследование конструкций (подключение различных анализаторов; знакомство с
формой, цветом, величиной; определение пространственных соотношений между частями ЛЕГОэлементов, мягких модулей; восприятие целостной постройки).
показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором;
предъявление речевого образца.
выполнение словесных инструкций;
использование словесного объяснения, просьбы, поручения; показ картинок с
изображением ЛЕГО-элементов, мягких модулей и предметов окружающего мира, проведение бесед,
оценки работ.
2.3.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики ребенка - активная, продуктивная образовательная деятельность.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или
самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми
в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми,
сверстниками и младшими детьми.
Для того чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная
практика, особые собственные пробы сил. На основе взаимодействия с взрослым у ребенка
формируются: привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, черты характера, стиль
поведения.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация,
строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение
детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного
возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут
быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального
характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и
имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает
представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный
разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических
ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям,
принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к
празднику» и пр.).
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события,
которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового
характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы,
пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать,
классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и
пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный
характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Методы и способы реализации культурных практик
Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание
объектов, ситуаций, явлений. Методы, которые здесь используются: наглядно-практические.
Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.
Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на ис
пользование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Традиционно используются словесные и
практические методы. Нетрадиционно - целый ряд приемов в рамках игрового метода: прием
аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, «матрешки»,
«наоборот», обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются
подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.
Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на пре
образование объектов, ситуаций. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и
экспериментирование с изобразительными материалами.
Основные формы работы с детьми:
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые,
подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации,
игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,
рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных
энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социальнонравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и
событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;
создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения
к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
проектная
деятельность,
познавательно-исследовательская
деятельность,
экспериментирование, конструирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративноприкладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.;
тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков
природы;
викторины, сочинение загадок;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к
знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов,
предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного,
изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по
замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему
прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным
произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций
к прослушанным музыкальным произведениям;
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры,
связанные с восприятием музыки;
подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных
инструментов;
пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции,
певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений,
показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под
народные мелодии, хороводы;
физкультурная НОД: игровая, сюжетная, тематическая (с одним видом физических
упражнений), комплексная (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольнодиагностическая, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под
тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетнаяна тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку,
игровые беседы с элементами движений.
Методы и приемы повышение эмоциональной активности детей:
использование игровых мотиваций;
использование сюрпризных моментов;
включение игровых и сказочных персонажей;
использование
музыкального
сопровождения
соответствующего
характеру
осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок,
стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;
групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и
явлений окружающего мира;
поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы и приемы повышения познавательной активности детей:
создание проблемных ситуаций;
использование художественного слова, музыкального сопровождения;
познавательные беседы;
вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на
активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения
самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и
закономерности, делать выводы;
сравнительный анализ различных предметов, объектов природного мира со зрительной
опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
обследование различных предметов;
наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями природного мира. Познание какого
– либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением
различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются
художественными рассказами, прослушиванием музыки, просмотром иллюстраций. Затем все эти
впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом;
опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими
явлениями;
знаково-символические обозначения ориентиров;
словесные инструкции;
совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов,
подведение итогов;
метод проектов. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением
детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном
контакте с различными объектами социальной среды.
В ходе такой работы ребенок:
приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе
единомышленников,
формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной
организации труда;
использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем
самым свое становление как субъекта познания, развивая в совокупности все стороны личностного
«я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ.
2.4. Способы поддержки детской инициативы
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том
случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и
развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений
является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и
компетентный партнер, направляя и поддерживая проявления детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору
и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка
в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний
отрезок времени и во второй половине дня.
Образовательные задачи в сфере поддержки детской инициативы:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых
знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению
знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
поддерживать индивидуальность и инициативу детей через создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий
для принятия детьми решений, выражения своих чувств, мыслей; недирективную помощь детям,
поддержку детской инициативы в различных видах деятельности (игровой, исследовательской,
коммуникативной и др.);
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно, постепенно
выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска
новых подходов, поощрять детскую инициативу;
«дозировать» помощь детям, если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
не ограничивать естественный «рабочий» шум в группе (оживленную деятельность, игру,
смех, свободный разговор) , голос взрослого не доминирует над голосами детей;
поддерживать интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение и радость
находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению
инициативы и творчества.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным условием развития
и поддержки детской инициативы.
Сфер инициативы
Способы
поддержки
детской
(по Н.А. Коротковой)
инициативы
- поддержка спонтанной игры детей, ее
обогащение, обеспечение игрового
Творческая инициатива (включенность в
времени и пространства;
сюжетную игру как основную творческую
- поддержка самостоятельности детей в
деятельность
ребенка,
где
развиваются
специфических
для
них
видах
воображение, образное мышление)
деятельности
Инициатива как целеполагание и волевое
усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности - рисование, лепку,
конструирование, требующие усилий по
преодолению "сопротивления" материала, где
развиваются произвольность, планирующая
функция речи)
недирективная помощь
детям,
поддержка детской самостоятельности
в разных видах изобразительной,
проектной,
конструктивной
деятельности;
- создание условий для свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников совместной деятельности,
материалов
поддержка
взрослыми
положительного,
доброжелательного
Коммуникативная инициатива (включенность
отношения детей друг к другу и
ребенка во взаимодействие со сверстниками,
взаимодействия детей друг с другом в
где развиваются эмпатия, коммуникативная
разных видах деятельности;
функция речи)
- установление правил поведения и
взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива - любознательность - создание условий для принятия
(включенность
в
экспериментирование, детьми решений, выражения своих
простую
познавательно-исследовательскую чувств и мыслей;
деятельность, где развиваются способности - создание условий для свободного
устанавливать
пространственно-временные, выбора
детьми
деятельности,
причинно
следственные
и
родовидовые участников совместной деятельности,
отношения)
материалов.
Высшей формой инициативности и самостоятельности детей является творчество. Задача
воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в
игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное
творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни дошкольников в детском саду. Именно в
увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного
определения замысла, способов и формы его воплощения.
2.5.
Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители
станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого
союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс,
выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения
намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и
развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше
узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно,
помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в
преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций.
Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:
•
Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с
целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется
интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности,
развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и
совместный с родителями поиск путей их преодоления.
•
Создание в группе при поддержке родителей выставок с целью расширения кругозора
дошкольников.
•
Организация выставок с целью формирования у детей умения самостоятельно занять
себя и содержательно организовать досуг.
•
Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Легоконструирование, робототехника).
•
Участие родителей в организации в дошкольном учреждении встреч детей с
представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования
уважительного отношения к людям труда.
•
Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
•
Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками ЛЕГОконструирования.
Формы работы с родителями по речевому развитию детей:
•
Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед, по
организации выставки семейных игрушек на тему "Друзья детства разных поколений".
Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей:
•
Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям
художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными видами
конструирования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей",
"Развитие креативности дошкольника").
•
Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и
родителей.
Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и воспитанию
здорового ребенка:
•
Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук.
3.
Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование
самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной
(производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению
культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного
возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных
компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования
ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее
создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ создается педагогами для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,
поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи
РППС является:
содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические),
материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное
оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными
детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования
составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе
природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надѐжности
и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы
и правила пожарной безопасности.
Для конструирования во всех возрастных группах используется различные конструкторы,
начиная от мелкого настольного заканчивая крупным напольным. В нашем детском саду
присутствуют такие конструкторы:
Деревянный конструктор;
Мягкие модули;
Конструкторы из пластиковых материалов;
Конструктор Лего.
Конструктор Лего – образовательный продукт, который удовлетворяет самым высоким
требованиям, так как является прочным, гигиеничным и долговечным. Это прекрасное наглядное
пособие и развивающая игрушка, побуждающая работать не только голову, но и руки.
Существует много разновидностей конструктора Лего. Самыми распространенными для
работы с детьми в дошкольных учреждениях считаются:
«Строитель» - данная серия направлена на обучение ребёнка базовым умениям по
конструированию различных моделей. Яркая расцветка деталей конструктора помогает малышу
познакомиться с цветами и развивает воображение. В ходе такой игры улучшается мелкая моторика
рук ребёнка, он учится усердию и кропотливости. Конструктор позволяет создавать целые города, в
которых могут жить игрушки. Конструкторы помогают ребенку развивать фантазию, воображение и
мелкую моторику рук, а игра становится ещё интереснее.
Lego Classic – набор, которые делятся на наборы для свободного конструирования и наборы
для творчества.
Перворобот Lego WeDo – комплект заданий WeDo позволяет детям работать в качестве
юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции,
инструментарий и задания для межпредметных проектов. Дети собирают и программируют
действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Комплект
заданий WeDo предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных
целей. Существуют конструкторы делятся для мальчиков и девочек отдельно, по темам, по размерам
кубиков и так далее.Любой конструктор будет полезным, и помогать развитию ребенка. Кроме этого,
для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и
игрушки.
3.3. Планирование образовательной деятельности
Особенности организации жизни и деятельности детей.
Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся подгруппами по 8-10
детей.
№
Вид образовательной
Количество
Количество
Количество
деятельности
занятий в
занятий в
занятий в год
неделю
месяц
1
возраст
2 (40 минут)
8 (160 минут)
86
(4-5 лет)
В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая,
чему научились на прошлых занятиях. Дети младшего возраста начинают строить по замыслу после
двухмесячного обучения.
Со средней группы выделяются занятия по коллективным постройкам (по 2-3 ребенка в
подгруппе).
Основные формы занятий в старшем возрасте – моделирование по схеме, замыслу, образцу.
Со второго полугодия дети работают над проектами. Проект дает ребенку возможность
экспериментировать. Создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в
коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнение и
работу других детей.
3.4 Методическое оснащение
1. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г
2. Методические рекомендации Экспресс «Юный Программист», Перворобот Lego WeDo.
3. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.