Рабочая программа Шахматы 6-7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
МАДОУ детский сад № 11
Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова, 53-б; Фактический адрес: 620144, Екатеринбург,
ул. Сурикова, 53-б; 620144, Екатеринбург, ул. Союзная, 25; ОГРН 1106674022289;
ИНН/КПП 6674368962/ 667901001; 8(343)300-1-999; сайт:11.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом МАДОУ детский сад № 11
Протокол № 1 от «28» августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ детского сада № 11___________
Приказ № 103-0 от «30» августа 2024г.

Программа дополнительного образования дошкольников
по раннему обучению приемам шахматной игры детей от 5 до 7 лет «Шах и мат»

Срок реализации программы: 1 год

Екатеринбург
2024-2025 г.
1

Содержание
1.
2.
2.1.
2.2.

Паспорт программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность

4

2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Цель программы
Задачи
Описание программы
Уровни интеграции образовательных областей
Ожидаемые результаты и перспективы. Инструменты мониторинга и оценки программной деятельности

6

3.
3.1.

Содержательный раздел
Этапы реализации программы

3.2
3.3
3.4
4.
4.1.
5
6

Учебный план (совместная деятельность педагога с детьми)
Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Календарно-тематическое планирование по возрастным категориям
Организационный раздел
Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:
Используемая литература и интернет ресурсы
Приложения

3-4
4
5

6
6
7
8-12
12
12-13
13
14-15
15-28
28
28
29
30

2

1.

1.

Наименование программы

2.

Основания для разработки программы

3.

Цель программы

4.

Задачи

5.

Сроки реализации программы

6.

Ожидаемый результат

Паспорт программы

Программа дополнительного образования дошкольников по раннему обучению
приемам шахматной игры детей от 5 до 7 лет
«Шах и мат»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273- ФЗ;
СанПин № 2.4.1. 3049 – 13. К устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Устав МАДОУ детский сад № 11.
Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами
шахматной игры
Развивать интеллектуальные и личностные качества детей;
Содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями;
Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую
развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности,
проявлению у него любознательности и творчества;
Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и
взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной
социокультурной среде;
Обучить дошкольников элементарной шахматной игре;
Развивать стремление к познанию.
1 год обучения
Овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры с переходом на
новую социальную ступень начального образования в школе.
Активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум

3

7.

Территория реализации программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11

8.

Целевые группы

Воспитанники ДОУ, возраст от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет.
Педагогические работники ДОУ.
Родители (законные представители воспитанников).
2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка.

Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от 5 до 7 лет правилам шахматной игры «Шах и мат» (далее Программа)
имеет социально-педагогическую направленность, разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации»,
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрированному в Минюсте России 14 ноября 2013
года, регистрационный номер №30384.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного
развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В
воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала
сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают
положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы будет осуществляться в форме групповых занятий в свободное от
реализации основной образовательной программы время.
Срок реализации программы 1 год.
Количество занятий – 2 раза в неделю
Продолжительность:
- старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25 минут
- подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 25-30 минут
Общее количество занятий в год – 96
Количество детей в группе – до 15 детей.

4

2.2 Актуальность программы.
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми
людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального
развития, логического мышления, развития познавательных функций.
Образовательные программы и технологии ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных
видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий
максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на
раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым
невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.
Программа по обучению дошкольников 5-7 лет правилам шахматной игры «Шах и мат» - решает проблему невостребованности возросших
умственных способностей малышей и дает возможность получения максимально качественного образования на дошкольной ступени.
2.3 Цель программы
Овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами шахматной игры
2.4 Задачи.







Развивать интеллектуальные и личностные качества детей;
Содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах
деятельности, проявлению у него любознательности и творчества;
Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и
социализацию в современной социокультурной среде;
Обучить дошкольников элементарной шахматной игре;
Развивать стремление к познанию.
2.5 Описание программы

Программа «Шах и мат» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 1. СП 2.4. -20 «санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5

- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (здесь прописано всечто необходимо учитывать- время прогулок, использование ИКТ с детьми, расстановка мебели и т.д., для
ДОУ ближе к концу информация) 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
В программе использовались материалы следующих авторов, как: Сухин И.Г. «Шахматы первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя,
Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» , Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам». Игры
и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с
родителями и построена на поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных ситуаций:
1 этап – презентация;
2 этап – совместная деятельность взрослого и ребенка;
3 этап – самостоятельная деятельность детей.
Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их
числе:
— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
— применение нестандартных дидактических заданий и игр;
— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
— преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
— выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю вводится не более одного нового понятия.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
2.6. Уровни интеграции образовательных областей
Уровень общих целей и задач – в основной образовательной области «Познание», реализуемой в ходе шахматного обучения реализуются
общие цели программы – формирование интегративных качеств, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, развитие
воображения, творчества, а также решение конкретных специфических задач:
- познавательной: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
- воспитательной: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся
этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
- эстетической: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
- физической: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.


6

- коррекционной: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде
деятельности.
 Уровень общих дидактических принципов – основой для проектирования образовательного процесса является ДСДМ Л.Г.Петерсон,
конкретизированная на дошкольной ступени образования. Создание образовательной среды происходит на основе дидактических принципов, которые
позволяют организовать единый воспитательно-образовательный и здоровьесберегающий процесс:
- принцип психологической комфортности
- принцип деятельности
- принцип целостного представления о мире
- принцип творчества
- принцип вариативности
- принцип минимакса
- принцип непрерывности
 Уровень общей технологии организации образовательного процесса – практическая реализация системы дидактических принципов
инструментально обеспечивается технологией «Ситуация» (модификация ТДМ обучения Л.Г.Петерсон с учетом специфики дошкольного детства).
Причем рекомендуется использование как целостной образовательной технологии, так и ее фрагментов с учетом методической целесообразности.
 Уровень содержания разных образовательных областей –образовательная область «Познание» содержательно связана со всеми другими
областями. Разные образовательные области обогащают содержание друг друга, раскрывая различные аспекты одного и того-же явления, углубляя
понимание и обеспечивая целостность восприятия. Детям таким образом дается возможность по-разному проживать полученную информацию, ведь
информация осваивается через разные каналы восприятия: слуховой, зрительный, кинестетический.
 Уровень организационных форм взаимодействия с детьми– индивидуальная, коллективная, групповая, подгрупповая, в парах. А. Франс
справедливо считал, что: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», а Д. Максвелл любил повторять: «Нет лучше метода сообщения
уму знаний, чем метод преподнесения их в как можно более разнообразных формах». Поэтому во время путешествия ребят в удивительный мир
деревянных королей, используется широкий арсенал форм работы: шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи, викторины, игры,
мультимедийные презентации, лепка, рисование, чтение художественной литературы и другие.
 Уровень организационных форм взаимодействия с семьями воспитанников – на сегодняшний день семья - полноправный участник
воспитательно-образовательных отношений в ДОУ: программа предлагает наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей и социумом по
шахматному обучению дошкольников.
Все представленные уровни интеграции реализуются на основе единого комплексно-тематического планирования.
2.7. Ожидаемые результаты и перспективы
Инструменты мониторинга и оценки программной деятельности.
№

Критерии
Любознательный, активный

Баллы

7

1.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно участвует в «открытии» новых знаний;
испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения
информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т
д), пытается их использовать
-активен в получении информации познавательного характера, задает много вопросов взрослым, интересуется
справочной литературой и другими способами получения информации.
- не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные
эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по
телевидению и т д.
- не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется информацией, поступающей извне;
имеет очень узкий круг интересов.

2
1
0

2.

Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни).
Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.
- проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности (шахматная
игра, дидактические игры, инсценировки), пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при
необходимости может обратиться за помощью к взрослым.
- стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу
обращается за помощью, либо проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки,
помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого.
- при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же
теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает
предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.

2
1
0

3.

Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к
экспериментированию и исследовательской деятельности
- активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении (например, история шахмат, факты,
связанные с биографиями шахматистов и др); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций,
самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной инициативе вступает
в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести ходы.

2
1
0

8

- не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по
изучению чего-либо, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по
инициативе взрослого.
- не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской работе, быстро отвлекается и
стремится к привычной деятельности.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
- проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, распределяет действия
при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает свою
точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.
- не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при
необходимости работать в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о правилах
сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или
инициативе других детей.
- не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может
проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы при
коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да/нет»

2
1
0

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
1.

Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии
с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями
(например, во время шахматных турниров)
- самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в
соответствии с нормами (например, здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на
поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и т д)
- частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое
поведение в соответствии с нормами и правилами.
- не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют
кратковременный эффект.

2
1
0

9

2.

1.

2

Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия – после вопроса взрослого:
«Как ты будешь выполнять это задание?»
- самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого
результата. В случае ошибки, сам замечает это и исправляется.
- способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого.
Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого.
- применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую
последовательность действий.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту
Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач; в
зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач
- при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы, комбинирует их; может
привлекать различные источники получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой
других детей перенимает что-то у них, уточняет у тренера, как лучше сделать тот или иной ход).
- при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь
взрослого.
- при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на
случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной
деятельности.

Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев, предъявляемым к результатам
деятельности
- может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен кратко аргументировать свои
оценки с упоминанием требований.
- может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить свою позицию, при оценке своих
результатов необходима помощь взрослого.
- не может правильно оценить результаты деятельности окружающих; выносит оценки, противоречащие
критериям, основанные не на анализе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

2
1
0

2
1
0

2
1
0

10

1.

Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями). Умеет работать по правилу, по
образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции
- самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия
соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У
меня так получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями
при напоминании взрослого.
- не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою
работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.
- не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать
свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.

2
1
0

2.

Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать
познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения
- ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и
определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.
- ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и
определения познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения.
- ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.

2
1
0

3.

Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь
- ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили
достичь результата.
- ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь может
проговорить только после наводящих вопросов взрослого.
- ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.

2
1
0

4.

Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут
- в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может действовать целенаправленно,
самостоятельно, не отвлекаясь.
- выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз
самостоятельно возвращается к выполнению задания.
- быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не возвращается.

2
1
0

11

Овладевший необходимыми умениями и навыками
Владеет элементарными навыками шахматной игры
- ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов
вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает
каждый ход
- при шахматной игре необходима помощь взрослого
- не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько
ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не
обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.

2
1
0

Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов
Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов
Низкий уровень – от 0 до 1,
3. Содержательный раздел
3.1Этапы реализации программы
№

Наименование направлений и мероприятий

3.1.1. Создание обогащенной развивающей предметнопространственной среды в ДОУ:
- организация помещения для занятий;
- оснащение помещения необходимым оборудованием
(шахматные столы, игральные наборы, наглядный материал,
мультимедийное оборудование);
- разработка методического обеспечения программы
3.1.2 Рекламная компания, формирование общественного мнения о
программе

3.1.3

Организация дидактического оснащения реализации
проекта:
- Организация шахматного уголка в группе;

Сроки исполнения

К-во
часов

Ответственный

1 месяц

ответственный за приобретение
оборудования и пособий;
заместитель заведующего;
воспитатели

В течение всего
образовательного
процесса

Заместитель заведующего;
воспитатели;
ответственный
за
размещение
информации на официальном сайте
Учреждения
Заместитель заведующего;
воспитатели

В течение всего
образовательного
процесса

12

- Альбом
«В стране деревянных королей»;
«Королевство в картинках»;
- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции
«Черно-белое королевство»;
- Выставка детских творческих работ
«Ход конем»;
- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;
3.2. Календарно-тематический план
Учебный план (совместная деятельность педагога с детьми)
Старшая группа (5-6
лет)

Подготовительная группа
(6-7 лет)

2

1

Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебногогода, всего, в том числе:

02.09.2024
30.06.2025

02.09.2024
30.06.2025

43 недели

43 недели

I полугодие
II полугодие
Продолжительность учебной недели

18 недель
25 недель
5 дней

18 недель
25 недель
5 дней

2/50

2/60

Содержание
Количество возрастных групп в каждой параллели

Объём образовательной нагрузки в неделю (количество
занятий/мин)

13

Сроки проведениямониторинга

02.09.202415.09.2024

01.09.202315.09.2023

16.06.202530.06.2025

16.06.202530.06.2025

Учебный план
Разделы
Продолжительность
Периодичность
Игра в шахматы

Старшая
Группа (56 лет)
25 мин.
Неделя
Месяц
2
8

Подготовительная
группа
(6-7 лет)
30 мин.
Неделя Месяц
2
8

Итого за период
обучения

80

Аннотация: мониторинг (сентябрь - первые две недели, май - последние две недели)
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1. Теоретические занятия
2. Практическая игра.
3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
3.3 Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам
для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна,
доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.
14

Оборудование:
1. Стул - 15
2. Стол ученический - 6 штук
3. Доска шахматная настенная, магнитная с набором фигур - 1.
4. Комплект шахматных фигур - 10
5. Часы шахматные электронные - 3
6. Доска шахматная настольная - 10 штук
7. Методическая литература
8. Шкаф - 1.
9. Ноутбук -1.
Учебно-наглядные дидактические игры и пособия по обучению детей игре в шахматы:
1. “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал –ламинированная плотная бумага).
2. Шахматные фигуры в наборе.
3. Разрезные шахматные картинки.
4. Часы с шахматными фигурами.
5. Настенная шахматная доска.
6. Картотека дидактических игр по шахматам.
7. Шахматные доски.
8. Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
9. Автоматизированное рабочее место педагога(тренера);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
10. Комплект методической литературы.
3.4 Календарно-тематический планирование по возрастным категориям.
«Юный шахматист»
(группа ОРН для детей от 5 до 6 лет)
Цель:
 знакомство детей старшего дошкольного возраста с игрой шахматы.
Задачи:
 расширять кругозор
 активизировать мыслительную деятельность
 закреплять умение ориентироваться на плоскости
 тренировать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание
15

способствовать умственному, интеллектуальному развитию
 формировать уверенность в своих силах, желание играть и выигрывать, умение действовать в уме, прогнозировать свои действия
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года воспитанники должны знать и уметь:
 иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
 различать и называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
 иметь представление об элементарных правилах игры;
 владеть основными шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
 правильно применять элементарные правила игры;
 умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
 решать простые шахматные задачи;
 иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
 подготовить детей к школе, благодаря шахматам;


Месяц
Сентябрь

Октябрь

Тема. Программное содержание.
Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи:
Напомнить об истории возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Напомнить о понятиях — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с понятиями
: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игрзаданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: совершенствовать знания детей о шахматных фигурах, белые и черные (ладья, слон, конь, пешка,
ферзь, король), сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных,
познакомить с понятием «ход фигуры».
Тема: «Шахматные фигуры»

16

Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных
фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных, ход фигур. Закрепить полученные знания с
помощью дидактических игр-заданий.
Тема: «Начальное положение»
Программные задачи: совершенствовать знания детей о понятии: «начальное положение или начальная позиция»,
«партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игрзаданий.
Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: совершенствовать знания детей о шахматной фигуре «ладья», новым понятием «ход фигурыладьи».
Ноябрь

Декабрь

Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном
положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических
игр.
Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на
шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на
шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении.
Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном
положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие.
Закрепить полученные знания посредством дидактических игр
Продуктивная деятельность: раскрашивание шахматных фигур
Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой
практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить
детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
17

Январь

Февраль

Март

Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной
позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством
дидактических игр.
Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на
шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход
соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную
задачу.
Тема: «Шахматная фигура Конь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня,
взятие.
Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на
предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить
детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
Художественное творчество: лепка из пластилина шахматных фигур
Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на
шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
Тема: «Пешка»
Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе.
Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном
положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки».
Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход
короля. Взятие.
Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на
предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое»
18

Апрель

Май

поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Тема: «Шах»
Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить
позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством
индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить
позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством
индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов
шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания
посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая
рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игрзаданий.
Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность
фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в
соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько
вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами,
познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с
новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ
19

Июнь

Июль

Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в
шахматы.
Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы;
развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную
деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.
Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей об истории возникновения шахмат.
Продолжать развивать интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Напомнить о понятиях — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
33.Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать учить правильно располагать доску между партнерами. Закреплять знания
детей о понятиях:
горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ»; полученные знания посредством дидактических игр-заданий;
«шахматного» алфавитом. Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: закреплять знания детей о шахматных фигурах «король»(место короля в начальной позиции, ход
короля, взятие). Вспомнить понятие — «контролируемое» поле; закреплять полученные знания с помощью
дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Тема: «Шах»
Программные задачи: закреплять знания детей о понятие «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Продолжать учить
находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством
индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: закреплять значение понятия «шах». закреплять новое понятие «мат». Продолжать учить
находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет; закреплять полученные знания
посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и
самостоятельно ее решать.
Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: закреплять знания детей о понятии — «ничья» и «пат». Продолжать закреплять знания
о нескольких вариантах шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Продолжать учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные
знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее
решать.
20

Август

Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: продолжать совершенствовать умения детей действовать с часами, которыми пользуются
шахматисты во время партии; закреплять знания о понятиях: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию»,
«контроль времени».
Тема: Викторина «Два короля»
Программные задачи: закрепить знания детей о шахматных фигурах, действиях с фигурами- «ход фигуры»;
активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
Тема: Шахматный турнир
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, соревновательности, неожиданности доставить радость
от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и
познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

«Юный шахматист»
(группа ОРН для детей от 6 до 7 лет)
Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать
концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
21

- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Тема. Программное содержание
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на
доске.
Дидактические задания и игры «Горизонталь»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Вертикаль»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическое задание «Диагональ»
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»(М.: Педагогика, 1991.
– с. 132–135) или дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14).
Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый
шаг в мир шахмат».

22

Тема. Шахматная доска.
Программное содержание:
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и
маленькая»
Тема. Начальное положение
Программное содержание:
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
Тема. Ладья.
Программное содержание:
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Ноябрь

Тема. Ладья.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи,
две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Слон.
Программное содержание:
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные
слоны. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь».
Тема. Слон.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона,
два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Ладья против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона,
две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
23

Декабрь

Январь

Тема. Ферзь.
Программное содержание:
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Просмотр мультфильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
Тема. Ферзь.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),
«Ограничение подвижности».
Тема. Ферзь против ладьи.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Ферзь против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Конь.
Программное содержание:
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Тема. Конь.
Программное содержание:
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Тема. Конь против ферзя.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Конь против ладьи.
Программное содержание:
24

Февраль

Март

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Художественное творчество: лепка из пластилина шахматных фигур
Тема. Конь против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка.
Программное содержание:
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Тема. Пешка.
Программное содержание:
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две
пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка против ферзя.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, псложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка против ладьи.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка против коня.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Тема. Пешка против слона.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
25

Апрель

Май

Тема. Король.
Программное содержание:
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические
задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».
Тема. Король против двух фигур.
Программное содержание:
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя,
король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Тема. Шах.
Программное содержание:
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха».
Тема. Шах.
Программное содержание:
Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый
шах».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в
один ход».
Тема. Мат.
Программное содержание:
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Тема. Ничья. Пат.
Программное содержание:
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
Тема. Рокировка.
Программное содержание:
26

Июнь

Июль

Август

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Тема. Праздник «В королевстве шахматных фигур.
Программное содержание:
Популяризировать шахматы среди дошкольников; прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы, вовлекать их в чудесный
мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая
игра «Два хода»
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения
Тема. Шахматная партия.
27

Программное содержание:
Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Игра всеми фигурами из начального положения
Тема. Шахматная партия.
Программное содержание:
Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером
К концу освоения программы дети должны знать:
▪ шахматные термины, названия шахматных фигур:
▪ правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу освоения программы дети должны уметь:
▪ ориентироваться на шахматной доске;
▪ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
▪ правильно помещать шахматную доску между партнерами;
▪ правильно расставлять фигуры перед игрой;
▪ различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
▪ рокировать;
▪ объявлять шах;
▪ ставить мат;
▪ решать элементарные задачи на мат в один ход
3.5 Сотрудничество с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия с семьей:
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие;

28

1.

Организационный раздел

4.1.Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:
- методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных учреждений («Институт развития
образования», автономное учреждение дополнительного образования ХМАО-Югры);
- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к программе в соответствии с возрастной категорией;
- совершенствование методической копилки в соответствии с современными тенденциями к раннему обучению дошкольников игре в шахматы: по
теме «Шахматные фигуры», «Простейшие комбинации», «Великие шахматисты» и др;
- пополнение библиотеки: проектной деятельности в ДОУ; электронных ресурсов
Работа со СМИ:
- размещение нормативно-правовой документации, информации на официальном сайте Учреждения
- блок статей в печатные издания;
- блок сюжетов для сайта.
5. Рекомендуемая литература и интернет ресурсы
Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст]/ В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная
Академия Г. Каспарова, 1992;
10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней
начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
16. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.
17. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) – СПб.: Питер, 2010.
18. Бардвик Т. Шахматы для детей / Т.– СПб.: Питер, 2011.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

29

19. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей / – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
20. Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер. с англ. /. – М.: Астрель; АСТ, 2010.
21. Позин С.Б. 25 уроков шахмат /– М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011.

Интернет-ресурсы
1.
2.
3.

Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
4. сайт http://2ls.ru.

Приложение 1
Вопросы:
1. Что такое ничья?
2. Какие виды ничьих бывают?
3. Что такое вечный шах?
4. Что такое пат?
5. Ничья по обоюдному согласию?
6. Что делать если на доске одни короли?
7. Ставят ли 2 коня мат?
8. Король и слон против короля, есть ли выигрыш?
Приложение 2
Правила хорошего тона
Обязательные для всех шахматистов правила:
Когда играешь в шахматы, не хватайся то за одну, то за другую фигуру. Вначале
обдумай, кокой будет следующий твой ход, и только потом ходи.
Когда шахматист, за которым очередь хода, прикасается к своей фигуре (нечаянно
или нарочно), он должен сделать ход именно этой фигурой. Если он прикасается к неприятельской, то обязан взять ее, даже если ему это невыгодно.
Если желаешь поправить неаккуратно поставленную фигуру, то предварительно
надо предупредить партнера словом «Поправлю!», иначе вступает в силу правило «Тронул - ходи».
Ход считается сделанным когда шахматист переставил свою фигуру с одного поля
30

на другое и отнял от ее руку. Сделанный ход нельзя заменить другим. Но если рука еще
не отнята от фигуры, разрешено эту же фигуру поставить на другое поле.
Не прикасайся к фигурам, пока твердо не решил, какой из них пойти. Нельзя трогать и поля шахматной доски, чтобы облегчить себе расчет ходов.
Во время игры соблюдай тишину и порядок. Некрасиво высмеивать и осуждать
ходы партнера, даже если они ошибочны.
Проиграв партию, не забудь поздравить соперника с победой.
Приложение 3
Рекомендуемые оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. –
М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе /Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –
М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –
М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка //Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
31

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная
бумага, ватман, картон).
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный №4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Приложение 4
Советы родителям
Известно, основная форма занятий с дошколятами — игровые ситуации. И никакого
принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового
материала и сохраняет к нему живой интерес.
-Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и
периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают
истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.
-Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и
инсценируйте ее.
-Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились во время игр. Просите малыша
рассказать вам новый материал
на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь
-диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!
-Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это
поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали
шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы.
Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные около шахматные игры,
например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.
-Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте.
Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и
32

викторины для старших деток.
-Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес
возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.
-Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо
запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не
воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.
-Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от
карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он
заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент).
-В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях
(приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить
только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно
быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с
изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого – к сложному.
Приложение 5
Практический материал
Стихи и загадки о шахматных фигурах (для обучения детей игре в шахматы)
Не люди, не звери,
не часы, а ходят… (шахматные фигуры)
Стоим рядом с королем,
но не путать нас со слоном
И с ладьей сравнить нельзя
Супер сильного…. (ферзя)
Мы ушасты и гривасты,
смело скачем сквозь огонь
Ну отгадывай, не хвастай
да конечно – это (конь)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берет наискосок
Ну конечно – это (пешка)
Это правило известно
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого… (ферзя)
Иногда король с ладьёй
33

Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (рокировкой)
На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я…… (Король)
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски…. (Ладьи)
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют
Гениальная игра.
Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край.
Восемь дружных встали в строй
Стерегут они покой…. (пешки)
Грива есть, но нет хвоста
Фигура эта не проста….. (конь)
По углам доски стоят
Украшают войска ряд…. (ладья)
Похвастаться можем
Красивым нарядом
И тем, что в строю
С королем всегда рядом…. (ферзь)
Стою на самом краю
Путь откроют – пойду
Только прямо хожу
34

Как зовут, не скажу…. (ладья)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды….. (пешка)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути…. (слон)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок….. (ферзь)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным… (конем)
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он … (король)
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (ладье)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(шах)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой… (слон)
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
35

Удалось в ничейный… (пат)
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… (мат)
Приложение № 6
Расписание занятий
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Старшая группа (5-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

9.00-9.30

9.35-10.05

15.40-16.05

15.00-15.30

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».