Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
__________ _ _________ детский сад № 11______________
Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-6
Фактический адрес: 620141, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-6
620144, Екатеринбург, ул. Союзная 25
e-mail: mdoull@ddukb.ru; сайт: https://l 1 .tvoysadik.ru/; т. 902 275-91 -49
ПРИНЯТО:
Педагогическим Советом МАДОУ
Протокол № 1
от «01» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МАДОУ детского сада № 11
Приказ№ 90/1-о от 01. 08. 2024г.
О.Е. Бессонова
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Обучение
нетрадиционным приёмам
рисования и
художественной лепки»
для детей 2-3 лет
г. Екатеринбург
1
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Объём Программы
Планируемые результаты освоения Программы
3
4
5
5
7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
2.2.
Модель образовательного процесса
7
10
Содержание работы, тематическое планирование Программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
20
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2.
20
Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
Календарный учебный график
Учебный план
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Формы оценки планируемых результатов
Приложение № 1
Приложение №2
Приложение № 3
21
22
22
22
23
25
27
29
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Общие сведения об образовательном учреждении:
Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Учредитель:
Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга
Адрес учредителя: 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 24а Юридический
адрес МАДОУ: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-6; 620144, Екатеринбург, ул.
Союзная 25
Телефон: 902 275-91-49
Год основания:2011
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Режим работы: пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей (с 7.30 до
18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: от 03.08.2012 №
16403, серия 66ЛО1 № 0001041
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может
жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию
способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги
прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и
психологи.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно
и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть
в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность - это достояние всего общества. Рисование увлекает детей, а особенно
нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое
сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к
рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные
способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят
чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Занятия с использованием
творческих заданий, игр и игровых ситуаций являются эффективным средством развития
ребенка. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные
знания, умения и навыки. На таких занятиях каждому удается почувствовать себя умным,
догадливым, сообразительным.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со
следующими документами:
3
>
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
>
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 3034);
>
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года)
(Зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 года,
регистрационный №28564);
>
Концепция развития дополнительного образования (утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р)
>
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
>
Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №11.
1.1.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей,
фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и лепки.
Задачи:
Образовательные:
-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и лепки с помощью использования
различных материалов.
-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать
выразительные средства искусства.
-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства,
окружающих предметов.
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
-развивать творческие способности детей.
-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Оздоровительные:
-укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые
благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования и художественной
лепки на эмоциональное состояние и психическое развитие детей. Задачи программы для
детей 2-3 лет:
4
1 . Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с
ними.
2 .Формировать у детей изобразительные умения и навыки.
3 .Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии.
1.2. Принципы и походы к формированию Программы
Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 2-3 лет.
Процесс обучения нетрадиционным приёмам рисования и художественной лепки в
основном построен на реализации дидактических принципов:
© Принцип
систематичности: непрерывность
процесса формирования
художественно-эстетических навыков, чередование работы и отдыха для поддержания
работоспособности и активности воспитанников.
® Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
® Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять
собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора.
® Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой личности.
® Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между
дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями.
® Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в доброе начало,
заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на волю ребёнка; глубокое
знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его
самореализации и самоутверждения.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования,
обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирования у них деятельных способностей.
Объём Программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей с 2 до 3 лет.
Программа предполагает 2 занятия в неделю. При построении образовательной
деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей.
Продолжительность каждого занятия 10-15 минут.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с
его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.3.
5
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на
занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.
В работе используются следующие методы
* словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово,
педагогическая драматизация, объяснение, пояснение);
* наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
* метод наблюдения (наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.);
* игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
* метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное
задание);
* практические - упражнения, эксперименты и др.
Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность
с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса
детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.
Нетрадиционные техники рисования доставляют детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия,, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных
техник рисования и художественной лепки, способствуют развитию детской
художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и
развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в
рисовании и лепке также способствует развитию познавательной деятельности и
творческой активности.
Направленность программы: развитие художественно-творческих способностей (в
первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования
изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной
памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с
нетрадиционными изобразительными технологиями. Занятия позволяют развивать у детей
не только художественные способности, но и коммуникативные навыки.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам
рисования и художественной лепки является то, что она имеет инновационный характер. В
системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и
бросовые для нетрадиционного рисования и лепки. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
6
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет
требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных
результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного
образования — это социально — нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. Они базируются на ФГОС ДО и целях и задачах программы.
К 2-3 летнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий
уровень развития и образования ребенка: Ожидаемый результат
С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные),
самостоятельно находит и воплощает в рисунке и лепке простые сюжеты на темы
окружающей жизни. В создаваемых образах передает доступными графическими и
пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма,
пропорции, цвет, характерные детали) С удовольствием рисует и лепит.
Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительновыразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии
произведений разных видов и жанров искусств.
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в ДОУ.
3. Участие в конкурсах различного уровня.
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Модель образовательного процесса
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их
индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные
цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму»
Социально-коммуникативное развитие', развитие свободного общения со
взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Познавательное развитие', сенсорное развитие; формирование целостной картины мира;
расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование
элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют
усвоению знаний о цвете, величине, форме,
7
количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в
процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со
строением предметов, объектов.
Речевое развитие , практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование
для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного
слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании
репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие
коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного
рисования, лепки; в процессе обыгрывания сюжета и самого процесса рисования или лепки
ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования или лепки
обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много
новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
Художественно — эстетическое развитие: использование музыкальных
произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского
творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса; рисование и лепка по впечатлениям просмотренных
сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в
оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия- прослушивание звуков
окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование и
лепка по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для
создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Физическое развитие: развитие мелкой моторики, воспитание культурногигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни; использование здоровьесберегающих технологий. Для реализации данных
технологий предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в
пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию
воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и
развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости, подготовка
руки к письму.
Принципы организации:
построение образовательной деятельности на основе ин, диви,дуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования; учёт возрастных и
психологических особенностей детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; игровая форма подачи
материала;
сотрудничество с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
8
Структура занятия:
1. Вводная часть. Целью вводной части занятия - настроить группу на совместную
работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация,
стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у
ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и
повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только
выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ
воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию
познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям
даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания
разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по
обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний
посредством создания коллективных работ, совместных сюжетно - ролевых игр, викторин.
А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия
проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами
оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских
работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога. На практических
занятиях организуется минивыставка творческих работ. На каждом занятии проводится
физминутка по теме занятия.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и
интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ
разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника,
учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Формы работы:
1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве,
художниках, рассматривание художественных альбомов.
2. Выставки текущих работ.
Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении
замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует
внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости,
заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
9
2.2. Содержание работы по обучению нетрадиционным приёмам рисования и
художественной лепки детей 2-3лет.
Тематическое планирование.
Сентябрь
1. «Падают, падают листья...»
(Пластилинография)
Познакомить детей с техникой пластилинография. Развивать воображение, аккуратность
при выполнении работы.
Нарисованный осенний лист, пластилин
2.3. «Цветик - разноцветик»
Дать детям представление о цветовом разнообразии. Расширять знания о цветовой гамме,
путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Учить закрашивать
внутри контура.
4. «Ковер из осенних листьев»
(печатание листьями)
Познакомить детей с техникой печати листьями на ткани. Учить наносить краску на весь
лист и печатать на общем полотне, сначала по кайме, а затем в середине.
Белая ткань, листья, краски.
5. «Берёзовая роща»
(печатание листьями пекинской капусты)
Учить делать отпечатки листьев (пекинской капусты) и дорисовывать их до
определенного образа (деревьев). Учить наносить краску на весь лист и делать отпечатки.
Белые листы, листья пекинской капусты, гуашь разных цветов.
6. «Консервированные фрукты».
(печатание разрезанными пополам яблоками (ранетками)
Продолжать знакомить детей с техникой печати, дополнять композицию дорисовкой
фруктов в банке, подбирать цвет, развивать чувство композиции.
Макет вырезанной банки из тонированной цветной бумаги, Гуашь зелёного, красного,
жёлтого цветов, тарелочки и разрезанные пополам яблоки (ранетки) для печати, кисти
тонкие, тряпочки, влажные салфетки.
7,8. Созрели яблочки в саду.
(Пластилинография)
Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам
пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
Развивать образное восприятие.
Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин красного, желтого или зеленого цветов.
Яблоки для рассмотрения и угощения детей. Салфетка для рук.
10
Октябрь
1 . «Паучки»
(рисование легкими - кляксография)
Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее
выразительные возможности. Развивать воображение.
Краски, карандаши, белые листы, трубочки.
2 . «Грибы на пенечке»
(рисование ладошками + печать по трафарету + аппликация)
Упражнять в комбинировании различных техник при изображении.
Белый фон, шаблон пенька, клей, краски, трафареты шляпок от грибов.
3 .«Мухомор- лекарство для животных»
(рисование пальчиками)
Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
Обучать наносить точки-пятнышки в заданный контур;
Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Рисунок мухомора, краски, салфетки.
4 .«Ветка рябины»
(пластилинография)
Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам
пластилинографии изображение ветки рябины.
Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики
круговыми движениями пальцев.
Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.
Развивать образное восприятие.
Ваза с букетом веточек рябины, на каждого ребенка 1\2 альбомного листа с изображением
веточки рябины, картинки (рябина весной, летом, осенью, зимой), пластилин красного
цвета, доски для лепки на каждого ребёнка.
5 .«Воздушные шарики»
(оттиск мятой бумагой)
Учить комкать бумагу, познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Развивать
творчество, аккуратность
Белые листы, гуашь
6 .«Веселый паучок в паутине»
(обрывание, скатывание)
Учить передавать образ паука, используя обрывание, скатывание и комкание бумаги.
Белый фон, обрезки двухсторонней бумаги черного цвета, клей.
7 .«Ангел»
(рисование ладошкой)
Познакомить детей с техникой рисования отпечатками ладошек. Дорисовывать
изображение.
Белые листы, гуашь
8 . «Улетают лебеди в тёплые края», (рисование ладошкой)
11
Продолжать знакомить детей с техникой рисования отпечатками ладошек. Развивать
чувство композиции - дополняя композицию дорисовывая облака, деревья - подбирая цвет.
Тонированная бумага Ф А -4, тарелочки с белой гуашью, влажные салфетки, кисти тонкие,
краски акварельные, клеёнки, баночки с водой. Образец.
Ноябрь
1.«Деревья»
(Техника «Кляксография»),
Познакомить детей с новой техникой - кляксографией. Формировать навык рисовать при
помощи выдувания кляксы через трубочку на листе бумаги, создавая форму дерева. Учить
дуть в трубочку - потихоньку.
Бумага с нарисованным фоном Ф А- 4, гуашь коричневого, сиреневого, цвета, жёлтого для
солнца, трубочки по 2 на каждого ребёнка, баночки палитры с гуашью, клеёнки, тонкие
кисти, тряпочки, влажные салфетки. Образцы.
2,3.«Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона, рисование деревьев
листьями)
Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато- серые,
зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски. Развивать
навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их
на листе бумаги.
4«Поросёнок».
(Пластилинография)
Познакомить с новым методом пластилинографии. формировать умение размазывать
пластилин по картинке, не заходя за контур.
Раскраска на цветном фоне - поросёнок - % часть от формата
А-4, пластилин розового цвета, влажные салфетки. Образец.
Игрушка поросёнок.
5.«Мои любимые игрушки»
(рисование по трафарету губкой)
Упражнять детей в рисовании техникой - печать по трафарету с использованием поролона.
Белые листы, трафареты, краски, поролон.
б.«Ёжик»
(оттиск смятой бумагой)
Учить детей отображать особенности изображаемого животного, используя технику оттиск
смятой бумагой.
Белые листы, гуашь
7 .«Рыбки в аквариуме»
(восковые мелки, акварель)
Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания
восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели.
Белый фон, восковые мелки, акварель, кисти.
8 .«3олотая рыбка»
(рисование ладошкой)
12
Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Объяснить детям,
что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Учить делать отпечаток
ладошки (рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии), грунт.
Учить дорисовывать у рыбок глаза, губы. Развивать чувство композиции, творчество,
фантазию и воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе.
Тонированный лист бумаги Гуашь на тарелочке Акварель Кисть «белка» №3 Иллюстрации
с изображением рыбок
Декабрь
1 .«Волшебные снежинки»
(свеча +акварель)
Познакомить с техникой рисования свечой. Учить закрашивать лист жидкой краской.
Белый фон, свечи, краски.
2 .«Снег идет»
(рисование пальчиками)
Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.
Белая гуашь, тонированный лист бумаги, салфетки.
3 .«У елочки колкие иголочки»- 2 занятия
(рисование зубной щеткой)
Закреплять представления детей о ели, как вечнозеленом дереве. Познакомить с
нетрадиционной техникой рисования- рисование зубной щеткой. Развивать мелкую
моторику.
Тонированный лист бумаги, зеленая гуашь, зубная щетка.
4 .«Украсим нашу елочку к празднику» (2-е занятие)
(Рисование ватными палочками)
Формировать умение детей рисовать ватной палочкой методом тычка. Совершенствовать
умение правильно держать ватную палочку во время работы. Поощрять самостоятельное
творчество.
Лист с нарисованной елочкой, ватные палочки, краски.
5 .«Укрась елочку бусами»
(оттиск пробкой + рисование пальцами, акварель)
Учить детей рисовать елочку. Упражнять в изображении елочных бус с помощью
рисования пальцами и печатание пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров.
Белый фон, пробки, краски, штемпельная подушечка.
6 .«Снегири»
(рисование ватными палочками по контуру)
Продолжать рисовать ватной палочкой методом тычка, учить рисовать не выходя за
контур. Закреплять знания цветов.
листа А-4 с изображением снегиря, ватные палочки, акварель.
7 .«Снеговичок»
(скатывание и комкание бумаги + рисование)
Учить сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование, синхронно.
13
Белые листы, разного цвета гуашь, пластмассовые тарелочки для красок.
8.«Елочка»
Пластилинография.
Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать
самостоятельность и аккуратность.
Круг голубого цвета с нарисованным треугольником, пластилин
Январь
1 .«Дедушка Мороз»
(рисование пальчиком и ладонью + аппликация)
Продолжать совершенствовать рисование пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность
при работе с краской и клеем. Развивать творческий замысел детей.
Гуашь белого и красного цветов, зеленые листы (фон), заготовки для деда мороза (колпак
из красной цветной бумаги, глаза)
2 .«Весёлый снеговик»
(тычок жесткой кистью, рисование пальчиками)
Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить
использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать
рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.
Снеговик, вырезанный из серой бумаги, белая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного,
черного цвета в мисочке, салфетка.
3 .«Портрет белого медведя»
(Рисование - вилкой).
Познакомить с новой техникой рисования вилкой, путём примакивания вилки в краску и
нанося на бумагу по кругу, создавая голову медведя. Развивать фантазию, вызывать
радость от работы, показать детям другие работы, выполненные в этой технике. (Зайчик,
лев, собачка, ёжик).
Пластмассовые вилки, гуашь белого цвета, квадрат плотной бумаги, тонированной
голубого цвета20 см на 20 см, гуашь черного цвета для глаз и носа, тарелочки, влажные
салфетки. Картинки белого медведя, образец белого медведя).
4 . «Зимний пейзаж».
(Рисование солью).
Формировать способности детей рисовать картинку с помощью соли, нанося
предварительно на основу - картонку клей ПВА из флакона тонкой струйкой. Развивать
чувство композиции, отображать в рисунке впечатление с наблюдений за природой.
Картон 1/2листа- синего, фиолетового или голубого цветов по 1 на каждого ребёнка,
тарелочка с солью, флакон с ПВА , с тонком колпачком для тонкого струйного рисования.
Образец.
5 . «Мороз рисует на окне».
(Рисование в технике «Граттаж»).
Познакомить детей с техникой рисования с помощью воска или восковых карандашей с
последовательной тонировкой всего листа гуашью голубого или сиреневого цвета.
Закреплять цвета холодного оттенка. Развивать чувство композиции.
Лист бумаги для акварели фА-4, тонкие свечи, или восковой мелок белого цвета, гуашь
голубого или сиреневого. Синего цвета, кисти толстые для тонировки всего листа,
баночки с водой, салфетки. Образец.
14
6 . «Зимняя картинка».
(Пластилинография)
Формировать умение у детей размазывать пластилин по контуру, подбирая правильные
цвета. Закреплять навык работы со стекой. Развивать чувство композиции.
Вырезанный круг из картона синего цвета с обведёнными ручкой силуэтами снеговика,
снега и ёлки, пластилин, стека. Образец.
7 .«Моя любимая чашка»
(оттиск различными печатками)
Учить украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность. Украшать в технике печатания Вырезанные из бумаги
чашки, краски, различные печатки
8 . «Мороженое».
(Рисование отпечатками картофеля.)
Закреплять умение у детей создавать рисунок мороженного двумя разными способами:
вафельный рожок прямыми полосками сверху вниз, с права на лево; мороженное
отпечатками картофеля.
Раскраска на Ф А -5, гуашь оранжевого и желтого цветов, тонкие кисти, мелкий
картофель, разрезанный пополам, тарелочки с гуашью разного цвета: (коричневого,
белого, розового, зелёного) цвета, баночки с водой, клеёнки. Образцы.
Февраль
1 .«Еловая ветка с шишкой»
(рисование жесткой кистью.)
Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание
творить. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Совершенствовать технику
рисования тычком. Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Развивать
эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать чувство композиции, цветовое
восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность.
Тонированный лист бумаги Жёсткая кисть Гуашь Стаканчики с водой.
2 . «Машина».
(Рисование крупой).
Продолжать знакомить детей с техникой рисование крупой. Развивать
целеустремлённость, мелкую моторику рук.
Раскраска машинка на плотной бумаге, 3 ёмкости с крупой (манка, гречка, рис), Баночки с
клеем ПВА, кисти для клея, клеёнки. Образец.
3.«Машины»
(пластилинография)
Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение, Продолжаем
обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. Учить доводить
работу до конца.
Развитие мелкой моторики рук. Учить называть части машины. Познакомиться с
обобщениями: грузовые, легковые. Заготовки машин по кол-ву детей.
Иллюстрации и картинки с изображением транспорта
4.«Военная техника»
(нетрадиционное рисование - граттаж)
15
Познакомить с новой техникой рисования -граттаж. Формировать первоначальные навыки
работы со штрихом, пятном, линией, способствовать проявлению творческой
самостоятельности и активности. Воспитывать чувство гордости за свою армию;
аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.
I'
Изображения военной техники. Палочка - «царапка», тряпочка для рук, шаблоны военной
техники для техники «граттаж»; магнитная доска, восковые мелки, чёрная гуашь, свеча;
образцы рисунков в технике граттаж: танк, самолёт, корабль.
5 ."Летят самолёты
(работа с палитрой и губкой)
Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять
в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику
тампонирования губкой (облака в небе).
6 .«Галстук для папы»
(Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету «знакомая форма новый
образ»).
Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие
элементы.
Печатки, трафареты, пробка, готовый образец, заготовка галстука.
7 .Сова в ночном лесу.
(пластилинография).
Учить детей создавать выразительный образ совы. Уточнить представления детей о
внешнем виде и образе жизни совы. Закреплять навыки освоения
техники пластилинографии. Создавать условия, для самостоятельного выбора материалов,
средств и приемов художественной выразительности. Развивать чувство формы и
композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в
изобразительной деятельности.
Пластилин, стеки, картон темного цвета, с нарисованным контуром совы. Салфетки,
доски.
8 .«Плюшевый мишка»
(тычок жёсткой полусухой кистью)
Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить
работать с изображением в технике — тычок жёсткой полусухой кистью. Учить заполнять
контур игрушки — мишки различными цветами красок. Развивать цветовое восприятие,
форморазличение, мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность и старательность.
Жёсткая кисть №6. Гуашь. Стаканчики с водой. Салфетки. Кукла Оля.
Март
1 .«Цветы небывалой красоты».
(пластилинография)
1. Продолжать формировать умение украшать работу пластилином, используя
нарисованную основу;
Закреплять приёмы раскатывания пластилина круговыми и прямыми движениями, способ
придавливания пластилина к плотной основе;
Продолжать развивать мелкую моторику;
Воспитывать старательность при выполнении работы.
16
2. Букет для мамочки любимой.
(Отпечатки ладошками.)
Продолжать формировать умение у детей создавать рисунки с помощью отпечатка своих
ладошек. Развивать умение дополнять свой рисунок дорисовывая стебли и листья.
Развивать чувство композиции.
Бумага белая А- 4, тарелочки с розовой, жёлтой гуашью, краски акварельные, кисти
тонкие, баночки с водой, тряпочки, клеёнки. Образец.
3. «Нарциссы».
(Рисование губкой.)
Познакомить детей с техникой рисования губкой. Формировать умение у детей
примакивать губку с набранной на неё жёлтую краской на бумагу через трафарет,
заполнять лист цветами, дорисовывать листья кистью, украшать серединку нарциссов
скатанными салфетками оранжевого цвета. Развивать словарный запас - правильно
называть название цветка, строение цветка и его окраску.
Лист бумаги, трафарет цветка нарцисса на каждого ребёнка, тарелка с жёлтой гуашью,
губка, квадратики оранжевой салфетки, клей ПВА с тонким колпачком, гуашь зеленого
цвета, клеёнки, кисти тонкие. Образец.
4. «Сказочная птица»
(монотипия)
Познакомить с техникой монотипии. Учить украшать перья, используя технику
монотипии, смешивать разные краски.
Изображение большого павлина, шаблоны перьев из белой бумаги, краски.
5.«Мимоза»
(скатывание +рисование)
Учить создавать объемную композицию, дорисовывая дополнения.
Белые листы, салфетки желтого цвета, клей, фломастеры.
6.«Капель»
(набрызг, зубная щетка и стека)
Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Познакомить с
нетрадиционной техникой рисования — набрызг. Учить делать набрызги при помощи
зубной щётки и стеки. Закреплять знания о признаках весны (капель). Развивать цветовое
восприятие, творческие способности. Воспитывать аккуратность и старательность.
Лист бумаги Зубная щётка Акварель Стаканчик с водой Игрушка Котёнок.
7,8 "Радуга-дуга"
(планируется 2 занятия)
(рисования по-сырому)
1. Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять
представление о 7 цветах спектра
2. Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми
мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге.
Апрель
1."Сарафанчик для матрёшки".
(оттиск пробкой, рисование ватными палочками).
17
Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки,
пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой,
рисование ватными палочками.
1 ,3. «Космос».
(Рисование набрызгом)
Продолжать знакомить детей с рисованием набрызгом. Формировать умение тонировать
лист бумаги разными красками, обрызгивать тонированный лист белой краской - зубной
щёткой, рисовать планеты круглой формы разных размеров. Закреплять слова больше меньше. Развивать творческую индивидуальность
Лист бумаги для акварели, краски акварельные, клеёнки, кисти тонкие и широкие, гуашь
белая, зубные щётки. Образец.
4 . «Подснежники».
(Рисование в технике «Батик» (рисование по ткани).
Познакомить детей с новой техникой рисования по ткани - батик. Формировать навык
рисования по ткани предварительно нанеся на неё рисунок и обведя по контуру клеем ПВА.
Развивать умение смешивать цвета получая оттенки характерные подснежнику (синий +
белый; красный + синий + белый; красный + голубой).
Предварительная работа.
Ткань с предварительно нанесённым рисунком подснежников натянуть на пяльцы или на
рамку. Обвести рисунок клеем ПВА тонкой струйкой, дать подсохнуть.
5 .«Такие разные насекомые»
(рисование ладошками, пальцами и фломастерами)
Закреплять умение рисовать в технике печатание ладошкой, пальцами. Закреплять навыки
коллективной деятельности. Самостоятельно делать выбор в рисовании.
И листа ватмана, краски, кисти, фломастеры
6 .«Чудесные бабочки»
(тычкование)
Познакомить с техникой тычкования. Учить создавать выразительный образ бабочки.
Силуэты бабочек, клей, квадратики из цветной бумаги, карандаши.
7 .«Одуванчик»
(рисование восковыми мелками+ рисование по трафарету + аппликация)
Продолжать совершенствовать рисование восковыми мелками и по трафарету.
Воспитывать аккуратность при работе с краской и клеем. Развивать творческий замысел
детей.
Восковые мелки, белые листы, краски, трафареты, ватные диски, клей
8 .«Гусеница на листочке»
(Пластилинография)
Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за
другом). Закреплять умение детей расплющивать диск на основу. Развивать согласованности
в работе обеих рук. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
Заготовки “картинок” по кол-ву детей.
Игрушка гусеница.
18
Май
1,2."Сказочные цветы для пчелы Майи" (рисования восковыми мелками и акварелью)
Закреплять навык рисования восковыми мелками и акварелью. Побуждать использовать
цвет и необычную форму цветов как средства выразительности.
3 .«Цыплята»
(тычок жёсткой полусухой кистью).
Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Учить рисовать цыплят
в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить дорисовывать лапки, клюв, глаза,
зёрнышки. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции.
Альбомный лист зелёного цвета; Набор гуашевых красок, мисочки; Стаканчик с водой;
Игрушка - курочка.
4 . «Цветочная поляна»
(различные техники на усмотрение детей)
Учить детей самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел,
используя ранее усвоенные умения и навыки.
Белые листы, краски, трафареты, печатки.
5 .«Подружка-черепашка»
(рисование с помощью акварели и соли)
Закреплять полученные раннее умения выполнять работу в технике рисование по сырому
фону; учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить детей
рисовать черепашку с помощью акварели и соли, вносить в рисунок дополнение.
Совершенствовать технические навыки. Развивать цветовосприятие и чувство композиции,
аккуратность, эстетический вкус, воображение. Иллюстрация с изображением черепахи,
плотный лист бумаги, простой карандаш; соль пищевая крупная; акварель; восковые
мелки; кисти для рисования; фломастер черного цвета; емкость с водой; салфетки для
удаления лишней влаги; образец; мольберт.
6 .» Одуванчики в цвету»
(пластилинография)
Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями,
круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой; развивать
познавательный интерес, мелкую моторику рук, воспитывать заботливое отношение к
растительному миру, любовь к природе, желание эмоционально откликаться на красоту
окружающей природы
Луг (зеленый материал), бумажные цветы-одуванчики, макет одуванчика (стебель, листья,
цветок), магнитофонная запись -пение птиц, картон белого цвета, пластилин желтого и
зеленого цвета, стек, салфетка для рук.
7 . «Торт на день рождение».
(рисование восковыми мелками)
Закреплять у детей умение рисовать несложные рисунки, состоящие из прямых, овальных,
и волнистых линий; умение задумывать свой рисунок, развивать воображение, мелкую
моторику рук. Лист бумаги, восковые мелки.
8 . «Комнатные цветы»
19
(пластилинография)
г
Закреплять умение у детей лепить цветы по алгоритму. Закреплять знакомые приёмы лепки;
облеплять палочку пластилином и закреплять к цветку.
Насаживать цветы в крышку с пластилином. Развивать чувство композиции
Пробки от бутылок разных цветов, палочки по 3 или 5 штук, пластилин коричневого или
черного цвета для заполнения крышки, пластилин разных цветов для лепки цветов и листьев,
доска для лепки, салфетка для рук.
111. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
111.1.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
:
к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в'специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7)
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
111.2.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия,
обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников художественноэстетических
навыков:
- кабинет для занятий;
- столы, стулья по росту детей;
- мольберт;
- наличие пособий и ИЗО материалов;
20
111.3.
Календарный учебный график
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика МАДОУ.
Календарный график на 2024-2025 учебный год
Содержание
Группа раннего возраста (2-3 года)
4
Количество возрастных групп в каждой параллели
01.09.2024
Начало учебного года
30.06.2025
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года, всего, в том
числе:
I полугодие
II полугодие
43 недели
18 недель
25 недель
5 дней
Продолжительность учебной недели
2/20
Объём образовательной нагрузки в неделю
(количество занятий/мин)
Сроки проведения мониторинга
02.09.202415.09.2024
17.05.2025
28.05.2025
21
3.4. Учебный план
Разделы
Продолжительность
Периодичность
Обучение
нетрадиционным
приёмам рисования и
художественной лепки
Группа раннего
возраста (2-3 года)
10 мин.
Неделя
2
Meсяц
8
3.5. Кадровые условия реализации Программы.
Занятия по дополнительной образовательной программе «Обучение нетрадиционным
приёмам рисования и художественной лепки» проводит педагог дополнительного образования.
Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
2010 г. N 761 н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии,
клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"без
предъявления требований к стажу работы.
3.6. Материально-техническое обеспечение Программы:
• . Кабинет для занятий.
• . Методические пособия:
• А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" - СПб.: КАРО,
2008;
• Давыдова Т.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.:
Издательство Скрипторий, 2007;
• Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. - М.: Издательство Скрипторий, 2007;
22
• Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых занятий ООО «ТЦ Сфера», 1016;
• Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014;
• Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. "Пластилиновая картина" М: Мозайка- Синтез,
2012;
• Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002;
• Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! - СПб.: ДетствоПресс, 2004;
• Давыдова Г.Н. Пластилинография. Пособие. — Москва: 2006;
• Интернет ресурсы
3.7. Формы оценки планируемых результатов
Мониторинг развития детей в художественно-эстетической деятельности проводится
педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце учебного года.
Основной метод педагогической диагностики — экспресс-наблюдение.
Методика Комаровой Т.С.
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
высокий уровень - форма передана точно;
средний уровень - есть незначительные искажения;
низкий уровень - искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
высокий уровень - части расположены верно;
средний уровень - есть незначительные искажения;
низкий уровень - части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень - пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень - есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорции предмета преданы неверно.
4. Композиция.
высокий уровень - по всему листу;
средний уровень - на полосе листа
низкий уровень - не продумана, носит случайный характер.
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно.
5. Цвет.
высокий уровень - реальный цвет предметов
средний уровень - есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень - цвет предметов передан неверно
6. Уровень самостоятельности:
высокий уровень - выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае
необходимости обращается с вопросами;
23
средний уровень - требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому
обращается редко;
низкий уровень - необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
7. Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в
начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой успешности
ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения.
24
н.г.
к.г.
Передача
формы
н.г.
к.г.
Строение
предмета
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
н.г.
к.г.
Уровень
самостоя
тельност и
н.г.
к.г.
Творчество
н.г.
к.г.
Итого
Работа по данной Программе даёт положительную динамику в развитии у детей художественно-эстетических навыков.
Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства
к.г.
Цвет
Обработка результатов: Н - низкий уровень С - средний уровень В - высокий уровень
Фамилия Имя
ребёнка
Передача
пропорций Композиция
предмета в
изображении
Мониторинг освоения Программы
Приложение №
выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании и лепке дети передают сходство с реальным объектом,
обогащают образ выразительными деталями
Перечень пособий, средств обучения, материалов для реализации Программы:
Название
Акварельные краски
Кисти №2
Кисти №3
Кисти №4
Кисти №5
Жесткая кисть №4,7
Гуашевые краски
Восковые мелки
- Карандаши простые
Карандаши цветные
Палитра
Стаканчики для воды
Бумага для рисования
Бумага для акварели
Клей ПВА
Пластилин
Соль крупная
Соль мелкая
Поролоновые губки
Ватные палочки
Свечи восковые
Шаблоны
Штампики
Манка
Салфетки влажные
Салфетки для кисточек
Стеки
Досочки для пластилина
•
•
•
•
•
•
•
Приложение № 2
Количество d
16
16
16
16
16
16
15 банок 220мл
16 наборов
16
16 наборов
16
16
16 альбомов
16 альбомов
п
8
16 наборов
1 упаковка
1 упаковка
16
2 упаковки
16
16
2 набора
1 упаковка
5 упаковок
16
16
16
Методические пособия:
И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" -СПб- КАРО 2008;
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.:
Издательство Скрипторий, 2007;
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:
Издательство Скрипторий, 2007;
Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых
занятий ООО «ТЦ Сфера», 2016;
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014;
Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. "Пластилиновая картина" М: Мозайка-Синтез 2012;
27
•
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002;
• Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! - СПб.: Детство-Пресс,
2004;
® Давыдова Г.Н. Пластилинография. Пособие. — Москва: 2006;
• Интернет ресурсы
28
Приложение № 3
Расписание занятий «Обучение нетрадиционным приёмам рисования и
художественной лепки» на 2020-2021 учебный год
9.55-10.05
9.55-10.05
9.30-9.40
9.30-9.40
2
2
Пятница
Четверг
Среда
Вторник
Понедельник
Группа
Группа
раннего
раннего
возраста №1 возраста №2
Ито
го
29