МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11
МАДОУ детский сад №11
Юридический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-6
Фактический адрес: 620144, Екатеринбург, ул. Сурикова 53-6
620144, Екатеринбург, Союзная 25
ОГРН 1106674022289
ИНН / КПП 6674368962 / 667901001
8 (343) 389-17-34
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МАДОУ детский сад № 11
Протокол № 1 от « 31 » августа 2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 11
Екатеринбург, 2023 г.
1. Общие положения
1.1. Положение
об
индивидуальном
образовательном
маршруте
воспитанника (далее — Положение) разработано для Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 11
(далее - МАДОУ) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16,
п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47), приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.
19.3) (далее - ФГОС ДО), СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15.05.2013 № 26, Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013
г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательным программам дошкольного образования», Уставом
МАДОУ, адаптированной образовательной программой МАДОУ.
1.2. Положение определяет последовательность действий при составлении
индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание,
порядок его разработки и реализации.
1.3. Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) - это форма
организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и
вариативности образовательного процесса, способствующая реализации
личностного потенциала воспитанника: интеллектуального, эмоциональноволевого, деятельностного, на выбор дифференцированного и вариативного
образовательного процесса.
1.4. Индивидуальный образовательный маршрут является составной частью
образовательной
программы
и
призван
обеспечить
освоение
образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или
находящихся в особой жизненной ситуации, а также учет индивидуальных
особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. ИОМ разрабатываться:
- для воспитанников, испытывающих трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования;
- для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов;
- для воспитанников, имеющих признаки одарённости.
2
2. Цели и задачи организации работы в соответствии с ИОМ
2.1. Основными целями использования в образовательном процессе
индивидуального образовательного маршрута является:
2.1.1. .Для воспитанников:
- индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку;
- формирование познавательных интересов и потребностей ребенка;
- создание ситуации успеха.
2.1.2. Для родителей (законных представителей):
-гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
-повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в
результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с
МАДОУ.
2.1.3. Для педагогических работников МАДОУ:
-гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной
деятельности;
-составление индивидуально - характерологический портрета ребенка на основе
диагностического наблюдения;
-использование в образовательном процессе активных форм индивидуальной
работы, стимулирующих детские рефлексивные умения.
2.2. Задачи настоящего Положения:
2.2.1. Определение основных организационных механизмов, реализуемых в
МАДОУ для обучения по индивидуальному образовательному маршруту;
2.2.2. Обеспечение
возможности
обучения
по
индивидуальному
образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с
установленными требованиями.
2.2.3. Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута
требованиям ФГОС ДО.
2.2.4. Развитие одаренности детей через оптимальное сочетание основного,
дополнительного и индивидуального образования.
2.2.5. Определение ответственности педагогических работников МАДОУ при
обучении по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2.6. Выбор оптимальных форм и темпа обучения воспитанников, применяя
способы обучения, которые соответствуют индивидуальным особенностям.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. ИОМ может разрабатываться для воспитанника:
— на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанником,
педагогической, психологической диагностики (с согласия родителей
(законных представителей) воспитанника),
— по запросу родителей (законных представителей) воспитанника,
— на основе заключения территориальной медико-психолого-медико-
3
педагогической комиссии,
— на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнкаинвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы.
3.2. МАДОУ информирует родителей (законных представителей) воспитанника о
возможности развития воспитанника по ИОМ.
3.3. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ
осуществляет и
координирует работу по
разработке и реализации ИОМ, обеспечивает:
— информирование родителей (законных представителей) воспитанника о
возможности развития воспитанника по ИОМ;
— контроль за реализацией ИОМ в полном объеме;
— взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам
реализации ИОМ;
— программно-методическое обеспечения ИОМ;
— анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на
педагогическом совете Учреждения.
3.4. Разрабатывают и реализуют ИОМ педагогические работники, на которых
приказом заведующего МАДОУ возлагается данная функциональная
обязанность.
3.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями)
воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего МАДОУ
с учетом мнения родителей (законных представителей) воспитанника.
4. Последовательность действий при составлении ИОМ.
4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие
этапы:
4.1.1. Этап наблюдения: цель - выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные, психомоторные или комплексные, а так же воспитанников
с высоким интеллектуальным развитием, в том числе имеющих признаки
одарённости.
4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или)
психологическое (выявление и изучение индивидуально - психологических
особенностей детей) диагностирование воспитанников. Психологическую
диагностику проводит педагог- психолог, участие ребёнка в психологической
диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей,
определение методов педагогической и (или) психологической поддержки,
содержания работы. Для воспитанников с высоким интеллектуальным
развитием, в том числе с признаками
4
одаренности, проектирование мероприятий направленных на развитие
способностей.
4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах
деятельности.
4.1.5. Завершающая диагностика: проводится с целью выявить результаты
реализации ИОМ.
4.2. Содержание ИОМ включает:
— Фамилию, имя, отчество, дату рождения ребенка;
— Результаты наблюдений, педагогической и (или) психологической
диагностики, выявленные проблемы;
— Мероприятия по устранению выявленных отклонений в развитии
воспитанника или по развитию имеющихся способностей.
4.3. ИОМ может включать следующие направления деятельности:
— развитие общей и мелкой моторики;
— развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
— организация разнообразной деятельности воспитанника (манипулятивной,
сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной
(лепка, аппликации, рисование), конструирование, музицирование,
двигательная деятельность и другие виды детской деятельности);
— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций);
— формирование представлений об окружающем: предметном мире и
социальных отношениях;
— формирование представлений о пространстве, времени.
— и др.
4.4. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии
с ИОМ:
— Беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной
литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и
чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
— Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и
улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение
уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
— Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти,
внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
— Приемы арт - терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии;
— Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц
лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
— Формы работы в соответствии с имеющимися способностями
воспитанника.
5
5. Ответственность
5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего МАДОУ
за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут
ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме.
5.2. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации
ИОМ Обеспечивает:
• организацию работы в МАДОУ по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития
потенциала
воспитанников
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам, прежде всего, одаренных детей, детей с ОВЗ и детей с низким
уровнем освоения ООП;
• . организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ, прежде всего,
одаренных детей, детей с ОВЗ и детей с низким уровнем освоения ООП
• организацию работы с педагогическими работниками МАДОУ по
составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в
строгом соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом;
• контроль за соответствием ИОМ федеральному государственному
образовательному стандарту;
• контроль за реализацией индивидуальных учебных планов;
• взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации индивидуальных учебных планов;
• организацию использования необходимых форм поддержки реализации
ИОМ в МАДОУ;
• организацию методического обеспечения по вопросам составления и
реализации ИОМ;
• анализ работы в М А ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и
представление его результатов на заседании ПМПк.
5.3. Руководствуется в своей деятельности:
• требованиями действующего законодательства и иных нормативноправовых актов в сфере образования
6
•
•
•
приказами и распоряжениями заведующего МАДОУ;
уставом МАДОУ и принятыми в нем локальными нормативными актами;
настоящим Положением.
6. Заключительные положения
6.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся
Педагогическим советом с учетом мнения Совета родителей.
6.2. Положение действует до принятия нового.
Положение согласовано с Советом Родителей
МАДОУ детского сада № 11
Протокол № 5 от «31» августа 2023 г.
7