Этапы формирования правильной речи у ребенка

22.03.2019

Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ре­бенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.

В осуществление процесса становления речи включены центральная нерв­ная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого на процесс ста­новления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, усло­вия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.

Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:

1) пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;

2) искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;

3) замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.

Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а толь­ко с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипя­щие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов, [j]. Искажаясь, звуки могут произноситься сходно в близких фонети­ческих группах: глухих и звонких (напри­мер, [с-з], [ш-ж]), твердых и мягких (например, [с-сь], [л-ль]), но могут наблюдаться и изолированные нарушения, особенно твердых или мягких звуков.

Существуют следующие этапы формирования звукопроизношения.

Подготовительный этап

Этот этап направлен на формирование у ребенка интереса к предстоящим занятиям, выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных и дыхательных упражнений, развитие на­выков звукового анализа и контроля своего произношения, тренировку произ­вольного внимания и памяти.

Этап формирования начальных навыков правильного произношения

Этот этап включает в себя постановку правильных звуков, их автоматиза­цию, т. е. закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложени­ях, дифференциацию сходных по звучанию звуков, т. е. умение различать похо­жие звуки, отбирать их во время произнесения и не смешивать.

Постановка отдельного звука осуществляется с помощью необходимых спо­собов и приемов. После того, как ребенок научиться произносить этот звук, мож­но переходить к процессу автоматизации, который заключается в том, что ребе­нок произносит доступный ему звук в специально подобранных слогах, словах, предложениях.

Хочу такой сайт

Необходимо помнить и о том, что автоматизация уже поставленных звуков должна проводиться при соблюдении определенных правил.

Правила автоматизации звуков

1. Последовательность автоматизации звуков должна определяться особенностями развития ребенка и темпами усвоения нового материала. Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных сло­гах, так как ребенку довольно легко в медлен­ном темпе поставить свои органы речи в нуж­ное для произнесения согласного звука положение или же быстро изменить их положение для произнесения последую­щего гласного.

2. Начинать постановку звуков лучше всего со свистящих: [с-сь], [з-зь], [ц], при этом можно также вести работу и над заднеязычными [к-г-х] и сонорными [л-ль], [р-рь].

Следует помнить о том, что нельзя одновременно вести работу по постановке свистящих и шипящих звуков [ш],[ж],[ч], [щ], так как многие дети с нарушения­ми звукопроизношения смешивают эти звуки между собой или взаимозаменяют.

3. Нужный звук произносится длительно, причем в обратных слогах нужно протянуть и предшествующую ему гласную.

4. При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не сле­дует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука [ш], нельзя по­путно поправлять звук [р]. Если то же слово встречается при закреплении звука [р], не поправляется произношение звука [ш]. Ведь на начальном этапе обучения ребенку очень трудно следить за правильным произношением нескольких зву­ков одновременно.

5. В том случае, если автоматизируемый звук находится в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно. Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.

6. При автоматизации парных звонких согласных звуков не следует использовать слова, в которых они оглушаются, например, низкий [ниский], ложка [лошка], гладкий [глаткий], глаз [глас] и т. д.

7. При автоматизации парных глухих согласных звуков исключаются слова, в которых они озвончаются, т. е. превращаются в парный звонкий согласный. Например, просьба [прозьба], сделать [зделать], вокзал [вагзал].

8. Для того, чтобы не было различий между произнесением слов с автоматизируемым звуком и разговорной речью, безударная гласная [о] произносится в словах, как [а]. Например, корова [карова], очки [ачки], лето [лета].

Этап формирования коммуникативных навыков

Этот этап необходим для того, чтобы у ребенка выработался навык выбора и употребления поставленного звука в различных ситуациях. На этом этапе можно использовать различные тексты, стихотворения, диалоги, упражнения и рече­вые игры.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».