Когда следует волноваться?

22.03.2019

Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который вол­нует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умствен­ного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается об­ратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения.

 

В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько месяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка за­паздывает.

 

 

 

Причин задержки речи может быть несколько.

 

1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Определяется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причи­ной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

 

2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращен­ные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совер­шаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

 

3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностиро­вать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стиму­ляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

 

 

 

Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

 

1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.

 

2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыбается.

 

3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.

 

4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не подает голос в ответ на обращенную к нему речь.

 

 

 

Когда нужно начинать беспокоиться?

 Хочу такой сайт

1. Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

 

2. Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

 

3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.

 

4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.

 

5. Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

 

Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нуж­но обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфек­ции, что может значительно затормозить развитие речи.

 

Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предло­жит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь.

 

Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое разви­тие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются наруше­ния речевого развития и слуха.

 

 

 

 

 

Важно помнить

 

1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недоумением.

 

2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обой­тись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить.

 

3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.

 

В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно относиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные особенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».