Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ детский сад № 11 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом и Паспортом доступности.
- 2 отдельных входа оборудованы пандусом;
- на калитке размещена кнопка звонка для вызова сопровождающего;
- оборудована выделенная стоянка для автотранспортных средств инвалидов на территории МАДОУ;
- в наличии имеется сменная кресло-коляска;
- вывеска продублирована знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- официальный сайт МАДОУ имеет альтернативную версию для инвалидов по зрению;
- помощь по сопровождению инвалидов в помещениях МАДОУ и на прилегающей территории оказывает тьютор - сотрудник МАДОУ, прошедший необходимое обучение (курсовая подготовка);
- инвалидам по слуху (слуху и зрению) возможно предоставление услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика), сотрудника МАДОУ, прошедшего профессиональную переподготовку;
- предоставление образовательных услуг в дистанционном режиме – возможно по запросу.
В МАДОУ детский сад № 11 дошкольное
образование детей с ОВЗ организовано совместно с другими детьми.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлено на:
-
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательных программ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- освоение детьми с ОВЗ образовательных
программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная
функция МАДОУ предполагает выявление особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психофизическом и
речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ с учетом их
психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в
соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого-педагогическое сопровождение
организации образовательного процесса.
Для
создания механизма реализации личностно-ориентированного подхода на основе
физического, психического и личностного развития детей, определения направления
педагогической, логопедической и психологической помощи и поддержки детям на
основе диагностических данных в МАДОУ внедрена такая форма взаимодействия
педагогов как психолого-педагогический консилиум (ППк).
Целью ППк является создание оптимальных
условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством
психолого-педагогического сопровождения.
Основные задачи ППк:
-
Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего
принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
-
Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников;
-
Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ имеются следующие помещения:
11 групп (групповая комната,
раздевалка, туалет, моечная). Имеются отдельные спальни в 7 группах.
Это основные помещения для
пребывания воспитанников в детском саду, в том числе и воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Группы оснащены детской мебелью,
комплектами игровых модулей, пособиями для разностороннего развития детей с учетом
их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений
соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная
среда с учетом основных направлений развития воспитанников. Подбор оборудования
осуществляется в соответствии с ООП ДО и АООП ДО.
Внутреннее пространство МАДОУ,
помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять
развитие детей:
Спортивный зал, обеспеченный необходимым
оборудованием для проведения физкультурных занятий.
Музыкальный зал,обеспеченный необходимым
оборудованием для проведения музыкальных занятий.
Музыкально-спортивный зал, обеспеченный необходимым оборудованием для проведения
музыкальных и физкультурных занятий.
3 кабинета коррекционного образования (2 кабинета учителя - логопеда и кабинет педагога - психолога)обеспечены необходимым оборудованием для
коррекционно-развивающей работы с детьми.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МАДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
- групповые помещения;
- кабинеты коррекционного образования (2 кабинета учителя - логопеда. кабинет педагога - психолога);
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- музыкально-спортивный зал;
- лего - кабинет для занятий лего - конструированием и робототехникой;
- STEM - лаборатория;
- прогулочные участки;
- спортивная площадка.
Все объекты используются для проведения практических занятий с воспитанниками (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), а также для организации разнообразных видов двигательной активности и музыкальной деятельности детей. Все объекты обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм.
Детская
мебель и оборудование помещений изготовлены из материалов, безвредных для
здоровья детей. Стулья и столы промаркированы в соответствии с ростом детей.
Развивающая
предметно-пространственная среда МАДОУ организована с учетом интересов
детей и отвечает их возрастным особенностям.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся по «Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» в МАДОУ имеется библиотечный фонд необходимой художественной и научно - методической литературы.Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено.
В логопедических кабинетах МАДОУ имеется полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе для детей с ОНР.
В каждой возрастной группе имеется необходимая методическая, художественная литература и учебно-наглядные пособия, оформлены развивающие центры книги и грамоты, центры познания и развития с комплектами дидактических игр различной направленности.
Дети с ОВЗ и инвалиды имеют возможность свободно пользоваться художественной, научно-популярной литературой, учебно-наглядными и дидактическими пособиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не ограничен.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, санитарным правилам. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Объекты спорта |
Описание (оборудование) |
Спортивный зал Музыкально-спортивный зал |
В залах проводятся физкультурные занятия. Также в зале проходят
спортивные праздники и развлечения. Для физкультурных занятий с детьми
имеется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки и
скамейки, спортивные маты, пластиковые лыжи, спортивные тренажёры, скакалки,
обручи, спортивные модули, батуты, и др. Также имеются мячи разных размеров,
атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений (кегли, флажки, кубики,
султанчики, ленты и др.). Все это находится в специальных
корзинах и шкафах, предназначенных для физкультурного оборудования. Весь инвентарь поддерживается в
хорошем рабочем состоянии. |
Центры двигательной
активности и здорового образа жизни в группах |
- Набор ковриков
массажных - Мягкая "кочка" с массажной
поверхностью 3-6 шт. - Мяч футбольный - Набор мячей (разного размера, резина) - Мячики массажные разных видов и размеров - Набор протяжённых объемных элементов с
волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями - Набор разноцветных кеглей с мячом - Обручи (малого диаметра) - Скакалки детские и др. Дидактический материал по
валеологии (игры: «Можно-нельзя»,
«Да-нет» и т.п.) |
Игровая спортивная площадка |
Используется для занятий
физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и
развлечений на улице. |
Групповые участки с прогулочными верандами |
Малые спортивные формы (спортивные
стенки для лазания, оборудование для и развития равновесия), сюжетные игровые
постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и
росту воспитанников. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе дошкольного образования с применением специальных методов обучения и воспитания.
- Для организации разнообразных видов деятельности обучающихся, МАДОУ обеспечено необходимыми средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.);
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал);
- компьютерным и мультимедийным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор);
- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям;
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.);
- наглядными плоскостными материалами - плакатами, картами, настенными магнитными досками и т.д.;
- демонстрационными материалами - муляжами, макетами, стендами с объемным рельефом, тактильными, звуковыми, с различной цветовой гаммой и т.д.
Доступ к средствам обучения и воспитания, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не ограничен.
Во время проведения занятий в
группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение
мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для
повышения уровня восприятия учебной информации.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Действующая
конструкция зданий МАДОУ не имеет строительной возможности для установки
адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов и оборудования
специальных санитарно-гигиенических помещений.
В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в МАДОУ. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.Территория МАДОУ асфальтирована и имеет твердое покрытие. Официальный сайт МАДОУ имеет версию для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Возможно создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями врача аллерголога/иммунолога.
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В режиме дня воспитанников предусмотрены приемы пищи:
-второй завтрак ( сок, фрукты),
-обед,
-полдник.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными 28.09.2020 г.,СанПин 2.3/2.4.3590 - 20, утвержденными 27.10.2020 года.
Для организации питания (хранения,
приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий)
функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый:
технологическим оборудованием (производственные
столы, электрические плиты, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи,
подтоварники, жарочный шкаф);холодильным оборудованием; моечным
оборудованием (моечные ванны, раковина для мытья рук); инвентарём, посудой,
тарой.
Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; посудомоечные машины; стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется
по договору с МАУ «Детской городской больницей №8» дошкольное
отделение № 2 - медицинской сестрой и врачом-педиатром, которые наблюдают за
состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организуют и проводят
при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские
осмотры, профилактические прививки, контролируют санитарное состояние помещений
МАДОУ, работают с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет) оснащены необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации, в процедурном кабинете - холодильник для хранения вакцины, шкаф для медикаментов, 2 процедурных стола, кварцевая лампа. Для оказания доврачебной помощи имеется все в соответствии с требованиями.
Деятельность МАДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей:
- путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
- осуществления профилактических мероприятий;
- контроля за физическим и психическим состоянием детей;
- проведений закаливающих процедур;
- обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
- формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня:
- физкультуры (на улице),
- в свободном доступе для детей находятся центры физкультуры, гимнастическое оборудование,
- организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского работника позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников (в том числе с ОВЗ), о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в МАДОУ нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в МАДОУ нет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в МАДОУ нет.